- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Общество
- Дата публикации
The Diplomat: Юго-Восточная Азия осуждает парижское насилие, но преследует своих журналистов
Два крупнейших государства Юго-Восточной Азии с мусульманским большинством, Индонезия и Малайзия, присоединились к хору осуждающих смертельные нападения на сатирический еженедельник Charlie Hebdo в Париже.
Инцидент с газетой, печально известной своими карикатурами на пророка Мухаммеда (его изображение запрещено в некоторых ответвлениях ислама), возобновил проблему свободы слова на международной арене. В ответ премьер-министр Малайзии Наджиб Разак в сети Twitter заявил, что его страна солидарна с французским народом, а министр иностранных дел Индонезии заявил о поддержки французских попыток "привлечь виновных к суду", — пишет The Diplomat.
И хотя солидарность и нравственность вызывают восхищение, эти страны продолжают преследовать редакторов, карикатуристов и прочих граждан у себя дома за выражение той же свободы слова, о праве на которую говорят в случае с Charlie Hebdo. Не укрылось от внимания некоторых, например, что два наиболее значимых голоса в регионе, осуждающих нападения (главный редактор издания The Jakarta Post, Мейдъятама Суриодининграт, и противоречивый малайзийский карикатурист Зунар) подвергаются давлению в своих странах за карикатуры, которые, по идее, оскорбляют чувства общественности.
Мейдъятама находился под следствием в Индонезии по обвинению в богохульстве, после того как в прошлом июле его газета опубликовала карикатуру с флагом групп боевиков ИГИЛ в Ираке и Сирии (от нее редактор с извинениями отказался). Может его и не осудили, но другим не настолько повезло. С 2004 года организация Amnesty International насчитала около 100 людей, осужденных в рамках так называемых законов о богохульстве, некоторые оказались в тюрьме на срок до пяти лет. Это часть тревожной тенденции в Индонезии в последнее десятилетие, под правлением бывшего президента Сусило Бамбанга Юдойоно, а правительству вечно не удавалось защитить своих граждан от нападений радикальных исламистских групп.
Тем временем в Малайзии Зунар обвиняется в крамоле за политические сатирические карикатуры. Эти обвинения, по сути, не связаны с исламом, но годами он находился под прицелом правительства за сатирическое изображение событий, включая странный запрет на использование слова Аллах не мусульманами. Эти резкие решения, как считают некоторые, — симптомы роста религиозной нетерпимости в стране, а правящая партия играет на руку малайзийским праворадикальным группировкам, чтобы удержаться у власти после наихудшего результата опроса общественного мнения, проведенного в 2013 году. И пока Наджиб продолжает за рубежом рассказывать о своем отношении к Глобальному движению умеренных сил, многие беспокоятся о медленном движении самой Малайзии в сторону исламского фундаментализма.
Параллель, конечно, не абсолютная. Мейдъятама, Зунар и другие, столкнувшиеся с преследованиями по обвинению в подобных оскорблениях в своих странах, не были убиты. Но лицемерие их правительств вполне очевидно. Индонезия, Малайзия, их юго-восточно азиатский коллега Бруней, а также другие правительства по всему миру не могут просто осуждать смертельные нападения на свободу слова на международной арене, когда сами продолжают нападать на нее у себя дома. Их лидеры не должны ждать насилия, чтобы распространить моральные нормы, которые они так явно видят за рубежом, на граждан в их собственных странах.