НБУ курс:

USD

41,34

+0,03

EUR

45,85

+1,22

Наличный курс:

USD

41,00

40,90

EUR

45,45

45,20

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Тимошенко не успевает написать бюджет-2010

Правительство не успевает в оговоренный законом срок — до 15 сентября — передать на рассмотрение Верховной Рады утвержденный проект бюджета на 2010 год.
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Правительство не успевает в оговоренный законом срок — до 15 сентября — передать на рассмотрение Верховной Рады утвержденный проект бюджета на 2010 год.

Как считать?

В Министерстве финансов в срыве подготовки госбюджета обвиняют Национальный банк. Исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский не единожды заявлял, что Минфин не может приступить к разработке проекта бюджета на 2010 год, так как не получил от НБУ основ денежно-кредитной политики. Совет Нацбанка до сих пор не утвердил их, хотя, согласно Бюджетному кодексу, должен был сделать это еще до 1 апреля. «У нас нет одного из основных макроэкономических параметров для планирования бюджета — прогнозного официального обменного курса в среднем за год», — сетуют в Минфине. Члены совета Нацбанка неохотно отвечают на вопросы о рассмотрении основ денежно-кредитной политики на

2010-й, отсылая к главе совета Петру Порошенко. Последний, по словам помощника Ирины Фриз, сейчас находится в отпуске. По словам члена совета Валерия Гейца, суть проблемы — в сложностях прогнозирования в условиях кризиса. «Вопрос очень сложный: есть разные точки зрения на макроэкономическую ситуацию в стране даже в этом году (не говоря уже о следующем). Например, эксперты прогнозируют падение реального ВВП в 2009-м на 17%, кто-то дает -12%. Нацбанк имеет свою оценку, Минэкономики — свою, и отличия существенны», — поясняет член совета НБУ. По прогнозам Валерия Гейца, к рассмотрению основ денежно-кредитной политики на следующий год совет Нацбанка приступит не раньше сентября. Однако такая ситуация не является из ряда вон выходящей. Например, в прошлом году совет НБУ принял основы денежно-кредитной политики 15 сентября. И в нем, к слову, не содержалось конкретного прогноза официального среднегодового курса гривни, о котором сегодня так пекутся в Минфине.

Два бюджета

Со сложностями сталкиваются и распорядители бюджетных средств на местах — в связи с принятием парламентом нового Бюджетного кодекса. Напомним, что 23 июня Верховная Рада утвердила новую редакцию Бюджетного кодекса, которая вводит трансфертные расчеты непосредственно между государственным бюджетом и бюджетами сел, поселков и городов районного значения. Однако новый кодекс был ветирован президентом. «Областные госадминистрации находятся в подвешенном состоянии из-за непонимания, какой именно редакцией Бюджетного кодекса руководствоваться, — говорит глава Кировоградского обл-совета Николай Сухомлын. — Законодательная база не поменялась, в то же время Кабмин инициировал разработку бюджетов для 12 тыс. сельских и поселковых советов». Теперь процедура бюджетных расчетов на местах занимает больше времени. «Формирование бюджетов, согласно новому Бюджетному кодексу, происходит уже в разрезе сельских и поселковых бюджетов, чего не было в прошлом году. Теперь нам нужно рассчитать необходимый ресурс до уровня села и поселка, тогда как ранее — до района», — уточняет руководитель главного финансового управления Кировоградской облгосадминистрации Сергей Шеремет. Чиновник пока не готов назвать параметры доходов и расходов, которые область предложит Минфину. Но, по словам Николая Сухомлына, в облгосадминистрации уже подсчитали: если нормы, заложенные в новом Бюджетном кодексе, будут реализованы, бюджеты сел и поселков могут вырасти в 2,2 раза, тогда как районные бюджеты будут урезаны на 40%, а областной — на 30%.

По информации «ДЕЛА», в ряде областей, например Львовской, планирование идет согласно старому Бюджетному кодексу. «Это действительно проблема — понять, как в этом году будет осуществляться бюджетный процесс. Пока мы еще планируем по старому кодексу», — рассказывает глава Львовского облсовета Мирослав Сенык. По его словам, область планирует отправить параметры в Минфин только в сентябре, при этом глава облсовета прогнозирует, что уровень доходов и расходов будет приблизительно таким же, как в этом году. «В 2009-м запланировано мобилизировать в областные бюджеты всех уровней почти 12 млрд. грн. Расходная часть — приблизительно 9 млрд. грн. Плюс в этом году нас ждет 1 млрд. грн. расходов в рамках программы регионального развития», — говорит Сенык.

В бюджетном комитете парламента допускают, что формально правительство может подать проект госбюджета до 15 сентября, но к его потенциальному содержанию относятся скептически. «Какой-то набор параметров, какую-то глупость Кабмин, конечно же, может предложить до 15 сентября. Думаю, что-то Верховная Рада до этого числа увидит, но это будет предвыборная агитка госпожи Тимошенко», — считает член парламентского комитета по вопросам бюджета Павел Жебривский (фракция «НУ — НС»).

Читайте также: Дефицит госбюджета вырос до 5 млрд гривен