НБУ курс:

USD

41,40

+0,11

EUR

45,14

+0,17

Наличный курс:

USD

41,58

41,55

EUR

45,25

45,12

Украина и Беларусь повысят товарооборот за счёт топлива

Фото: Petroleum Ukraine
Фото: Petroleum Ukraine
"Укртатнафта" хочет поднять акцизы на газ и ввести пошлины против российских импортеров нефтепродуктов

Торгово-экономическое сотрудничество Украины и Беларуси растет. По итогам 2018 года товарооборот между странами составил 5,4 млрд долларов. Нефтепродукты находятся на втором месте — их нам поставили на 2 млрд долларов. 

Во время конференции Petroleum Ukraine 2019 и.о. генерального директора "БНК-Украина" Александр Коваленко напомнил о том, что Владимир Зеленский и Александр Лукашенко договорились увеличить товарооборот до 8 миллиардов. Топливная сфера, по мнению топ-менеджера, будет играть существенную роль в этом росте. 

"БНК-Украина" уже подписала соглашения о долгосрочном сотрудничестве с ПАО "Концерн Галнафтогаз" (ОККО) и группой компаний WOG. "Еще одна точка роста — мы научились работать со всем транспортом: ЖД, речной, автомобильный и трубопроводный", — подчеркнул Коваленко. 

Александр Коваленко, БНК-Украина. Фото: Petroleum Ukraine

При этом — из-за того, что до сих пор не подписаны торговые балансы с поставщиком топлива — компания показывает экономию и выставляет на 19 ноября только 40 тысяч тонн дизельного топлива по сравнению со 100 тысячами в октябре. При заявках на 430 тысяч. Бензина марки А-95 тоже меньше — с 60 тысяч предложение упало до 30-ти. 

Что в Украине 

Украинские нефтепереработчики понемногу идут в рост. В 2019 году Кременчугский НПЗ увеличит переработку до 2,5 млн тонн, что на 10% превысит прошлогодний показатель. Продажи битумов выросли до 210 тысяч тонн, что на 55% больше, чем в прошлом году. 

Также, по словам заместителя председателя правления "Укртатнафты" Руслана Ляпки, компания продает почти в два раза больше бензина и расширила географию продаж. 

К 2022 году компания хочет перерабатывать 5 млн тонн сырья в год, производить в основном А-95 и снижать себестоимость. 

При этом компания планирует защищать позиции нефтеперерабатывающего рынка с помощью законодательных инициатив. "Перекос в акцизах между бензином и газом будет снижаться", — говорит Руслан Ляпка. "Укртатнафта" хочет повысить тариф на сжиженный газ с 52 до 136 евро за тысячу литров, снизить тариф на бензин с 213,5 до 170 евро и оставить дизельное топливо в покое — на уровне 139,5 евро за тысячу литров. 

Объясняют это государственной необходимостью: в прошлом году импорт газа составил 77%, основной импортер — Россия, основная прибыль, в валютном виде, уходит туда. 

По рассчетам "Укртатнафты", газ подорожает незначительно. Один километр подорожает с 1,11 грн до 1,37 грн. При этом бензин подешевеет с 2,15 грн/км до 2,05 грн/км. 

Предложение передали на обсуждение налоговому комитету Верховной Рады и участникам рынка. Его должны были рассмотреть при втором чтении законопроекта 1210, но тот пока не прошел и первое. 

Кроме того, "Укртатнафта" хочет ввести квоты или пошлины на поставки российских нефтепродуктов. "Пока не уверен, что мы будем подавать по белорусам заявление на расследование… А вот на поставки из РФ будем подавать", — сказал Ляпка, объяснив, что действующая пошлина на дизель и газ не работает, поскольку эти затраты российским импортерам компенсирует действующий на территории страны обратный акциз. По мнению топ-менеджера, это основание для введения заградительных пошлин. 

Руслан Ляпка (в центре). Фото: Petroleum Ukraine

"Укргаздобыча" (74% добычи природного газа в Украине — 15,5 млрд кубометров и 9,6% рынка сжиженного газа в прошлом году) уже в августе реализовала все объемы, предусмотренные под долгосрочные годовые контракты на сентябрь-август 2019/2020 годов и теперь наращивает производство бензинов. Об этом рассказал заместитель директора дивизиона "Нефть" НАК "Нафтогаз Украина" Сергей Федоренко. По его словам, сокращение рынка бензинов замедлило темп. Согласно основному прогнозу, ожидается небольшой — на 1% — рост. По оптимистичным прикидкам, если государство оптимизирует ставки акцизных налогов, нефтепереработка будет расти. 

Сергей Федоренко. Фото: Petroleum Ukraine

Показал и способы стимулирования самого экологичного углеводородного топлива — метана, которые используют в других странах. Так, в Аргентине цена на метан составляет 45% от стоимости бензина, в Бразилии и в Индии его используют в такси и автобусах, в Италии снижены налоги на природный газ, в Боливии бесплатно переоборудуют авто. 

На Шебелинском горюче-перерабатывающем заводе запустили новый реактор гидроочистки, в конце 2019 планируют установить современный контрольно-весовой комплекс. В будущем планируют установить установку изомеризации, реконструировать и заменить печи, реконструировать систему управления. 

Дмитрий Бунецкий, специально для Delo.ua