Ты не можешь заставить кого-то быть свободным, — Святослав Вакарчук

Вчера вечером в Лондоне в одном из зданий London School of Economics прошла лекция Святослава Вакарчука о том, как преодолеть украинский кризис

Лекция Вакарчука собрала не только лондонских украинцев — состав аудитории был многонационален. Слушатели из Армении, Эстонии, Индии, Австралии живо интересовались, как один из общественных лидеров Украины видит восстановление государства. Особо трогательно в аудитории выглядели девушка, приехавшая из Крыма, и неоднократно подчеркивающая, что она украинка, и мальчик 9-ти лет, рожденный в Австралии, но уточнивший, что он украинец: "Я люблю Украину, что я могу сделать, чтобы форсировать изменения?" — спросил он под громкие овации зала. Святослав ответил, что любовь к Украине — это уже очень много. И еще важно хорошо учиться.

Свое выступление, состоявшее потом больше из диалога с залом, нежели из монолога, Святослав начал с короткой преамбулы.

"Мы сегодня говорим об Украине как стране, нуждающейся в изменениях. Наша цель — построить процветающее государство. Но для этого нужны реформы. Какие именно и как их проводить? Те, кто знаком с моей биографией, знают, что одно из моих образований — физик-теоретик, поэтому я буду проводить научные параллели. В мире очень много людей, сделавших открытия, но немногие увековечили свои имена на века или получили Нобелевскую премию. Не все смогли стать Максвеллами или Ньютонами. Почему? Потому что великие ученые и изобретатели рассматривали фундаментальные вопросы и смотрели на вещи иначе. Да, у Украины есть экономические проблемы, но мы не можем их решать, не понимая, как говорится, почему "пространство искривлено" (so called "curved space"). Иными словами, нам нужны ценности.

В разных уголках мира у людей различные ценности. Но мы сейчас говорим о том, что движемся в Европу. Для кого-то это значит появление новых ценностей независимости, для кого-то это личная свобода, для кого-то безопасность как самая высшая ценность. Бог дает нам выбор, а мы решаем, что с ним делать. Наш выбор — жить в свободном обществе с такими ценностями как демократия, свободный рынок, свобода слова и волеизъявления, равные права и свободы. Если посмотреть на историю развитых стран (таких как Великобритания, США, Франция, Германия и другие), все они боролись за определенные ценности. Были войны и революции, они занимали века, но в конце концов достигалось равновесие в обществе. У нас эта борьба за ценности происходит чуть позже, чем в одних странах, и чуть раньше, чем в других. Но нельзя сдаваться. И нельзя делать реформы без осознания ценностей общества. Реформы должны быть "сшиты" под потребности людей, должны опираться на базовые потребности общества. Как сказал епископ Украинской Греко-Католической церкви Любомир Гузар, если ты не любишь свою страну, ты не любишь Бога. Мы должны начать с этой ценности — любви к своей стране, перестать быть эгоистами (т.н. "selfish person") по отношению к своей стране. Кроме того, важно строить страну для наших детей, а не для родителей. Нужно смотреть в будущее".

После этого выступление перешло в активный диалог с залом. Мы выбрали несколько самых интересных, с нашей точки зрения, вопросов и ответов.

- Есть ли в Украине партия или политик, которые бы разделяли ту философию, о которой вы говорите?

С.В. Я очень четко вижу одну "партию" — это гражданское общество. Гражданское общество создаст спрос на визионеров — смелых прогрессивных стратегов, имеющих нестандартный взгляд на вещи. Политики в меньшей степени ориентированы на это.

- Вы говорили о правах и свободах. Каковы перспективы?

С.В. Нам нужно научиться жить в условиях демократии и перестать жалеть. Нет времени на слезы. Нужно идти вперед, делать болезненные изменения. Демократия должна быть ценностью, но нужно быть настойчивыми и жесткими в реализации изменений. Нужно помнить об истории Нельсона Манделы, который проведя почти 30 лет в заключении, не сдавался. Нам нужны лидеры как Нельсон Мандела.

- Что вы думаете о ситуации в Крыму?

С.В. Я верю, что меньшинство может иметь свое мнение. Даже если оно расходится с мнением большинства. Как это было в Шотландии. Но выражение этого мнения должно происходить в законодательных рамках.

- Как бы вы потратили деньги, если бы были олигархом?

С.В. Чем больше денег, тем больше их хочется. Это закон. Я физик и прагматик. И если бы у меня было очень много денег, я бы потратил часть, а остальную инвестировал. Деньги — это инструмент свободы, и надо их использовать именно как инструмент свободы.

- Как стать лидером — дайте совет?

С.В. Постарайтесь стать лидером для своего более близкого окружения. Инициируйте социальные активности. Встречайтесь с людьми. Занимайтесь учительством.

- Как создать ценность для тех, кто ее не разделяет?

С.В. Ты не можешь заставить кого-то быть свободным. Нужно дать им свободу выбора, учить и убеждать. Это путь к созданию ценности.

- Как вы оцениваете заявление экс-президента Чехии Вацлава Клауса о том, что Украина — искусственно созданное государство?

С.В. Я очень счастлив, что у кого-то есть мнение, отличное от моего. Но важно, что думают украинцы.

- Что вы думаете о Президенте Украины?

С.В. Слишком рано для выводов. Петру Порошенко дали очень большой кредит доверия и перед ним очень много вызовов. Он обещал остановить войну, и пока этого не сделал. Но он прикладывает усилия. И я даю ему кредит доверия. Нужно чуть больше времени. Но мне не нравится несколько вещей. Первая — я был ярым приверженцем единой политической силы Президента и главы Правительства, и считаю если не стратегической, то тактической ошибкой их разделение. Второе, что мне не нравится, это то, что выборы прошли на основе смешанной пропорционально-мажоритарной системы. Это не работает для Украины. И третье — у нас очень много непрозрачных назначений в правительстве. Мне это тоже не нравится, но на это нужно время. В тоже время мне нравится международная политика президента. В частности, назначение министра иностранных дел. Это умный и мудрый человек. Но все-таки я не верю в царя-единого президента. Я верю команду — в президента, парламент и правительство, работающих вместе и имеющих одну цель. В противном случае все действия не имеют смысла. Вы не можете обвинять только Президента. Вы также не можете хвалить одного президента. Вы можете хвалить или обвинять весь истеблишмент, всю команду. Я думаю, что в будущем они будут лучше. И наши дети, будущие поколения, те, кто будет жить через 15-20 лет, будут делать настоящую работу.