У таможни нет идеи кого-то "щемить" — глава ГФС

Роман Насиров о том, как меняется таможня, о коррупции и о том, что таможенная стоимость — это не проблема, а вопрос, решить который не позволяет действие моратория на проверки

Недавно мы публиковали первую часть интервью с главой Государственной фискальной службы Романом Насировым, о реформировании службы, о люстрации, проверках и других вопросах общегосударственной важности. Вторая, самая "горячая", часть беседы посвящена таможне.

Несмотря на усилия других органов власти в направлении облегчения внешнеэкономической деятельности, несмотря на дерегуляцию и общую политику государства, любому импортеру приходится иметь дело с рядовыми таможенниками, которым все это неинтересно. Таможня остается пропастью, в которую скатывается все хорошее, что сделано правительством для свободной торговли и поддержки внутреннего производителя. В том, что это уже не так, нас и пытался убедить Роман Михайлович: что таможня меняется, коррупция обмельчала, проблем нет, а есть они только у тех, кто уклоняется.

Я думаю, вы видели опрос бизнеса, который считает, что ГФС — самая коррумпированная госструктура. Конечно, вы сейчас можете сказать, что это "серый" бизнес жалуется, но общее впечатление — что коррупция в ведомстве до сих пор осталась.

Я думаю, что ответы основывались на ощущениях от прошлых периодов. У нас пару недель назад была встреча Общественного совета с руководством Киевской городской таможни. Нам показали результаты опроса, согласно которому 90% бизнеса не устраивает метод, по которому оформляются грузы.

А по статистике в Киевской городской таможне 89% грузов оформляется по первому методу, то есть по цене контракта, потом уже идут другие. Что может не устраивать? И как это — 90% не устраивает то, что 89% оформляется по первому методу? Я задаю вопрос — все сидят, молчат. Может это 90% из тех 10% компаний, которым по первому методу не оформили? Так мы по каждому из них можем объяснить, почему. Показать копии контрактов, где в украинской и английской версии указаны разные даты и прочие данные. И такие контракты предъявляют для таможенного оформления грузов.

Т.е. вы хотите сказать, что нет сейчас такой проблемы? Я могу утверждать что, когда идет груз по прямому контракту от производителя из Евросоюза, импортер с ним работает годами, то все равно на таможне устраивают вот это "докажите-покажите".

В скольких процентах случаев?

Я соглашусь, что это бывает нечасто, но бывает.

Это нормально. Вы не забывайте, что оформление грузов — это лишь одна из функций таможенного направления Фискальной службы. Есть еще функция правоохранительная. К таможенному оформлению должен быть предоставлен пакет документов. Страны происхождения, даже если речь идет о Евросоюзе, тоже бывает недостаточно. В зависимости от страны производителя могут потребоваться дополнительные документы, так как может быть существенная разница в таможенной стоимости. И тоже не забывайте — мы работаем, опираясь на Таможенный Кодекс.

Возможность коррупции вы исключаете?

Не исключаю, особенно, на нижнем уровне. К моему большому сожалению, этот фактор остается. Бывает организованная коррупция, а бывает — petty cash corruption, мелкая коррупция. Одно дело, когда подделываются документы и проходят грузы с существенным занижением таможенной стоимости (или веса, или номенклатуры) — вот это реальная коррупция, злоупотребление, контрабанда. А иногда за 200 гривень оформляют справку и пропускают тебя вне очереди. Так вот избавиться от второго типа особенно сложно.

Это как чаевые в ресторане. Тебе могут поставить еду на стол и уйти. Должен за еду заплатить? Должен. Получит официант чаевые? Не получит. А когда тебе с улыбкой все оформили, обняли и на прощание предложили горячий чай, ты с удовольствием отблагодаришь этого человека.

Конечно, если речь идет о таможне — это все равно коррупция. Особенно с этим тяжело бороться, когда зарплата таможенного инспектора остается на уровне 100 евро, а возможностей для коррупции очень много.

Одно дело, когда завозится не продукт конечного потребления, который попадет на рынок, чтобы продаться за нал, и когда завозится сырье для промышленности, по которому все расчеты дальше легко отследить — они идут по безналу. Зачем завозить его по заниженной стоимости, если придется заплатить больше налога на прибыль?

Есть другие способы уйти от налогообложения налогом на прибыль. Допустим, ты купил за рубежом какую-то сырьевую составляющую, переработал на территории Украины, а потом экспортируешь — а у тебя офшор на входе и офшор на выходе.

Другое дело. Тут тоже может быть система оценки рисков — зашло оно с офшора или с какой-то нормальной юрисдикции.

Конечно, это все есть. Есть еще инструменты контроля за трансфертным ценообразованием. А вообще вопрос, не буду говорить "проблема", именно вопрос определения таможенной стоимости не уникальный для Украины. Он есть и в других странах, даже в Европейских. Просто манипулирование в Украине, исходя из экономической ситуации и законодательства, случается чаще.

Если ввезенные в Украину товары, особенно 1-24 группы УКТВЭД, могут продаваться на внутреннем рынке за наличные, без учета, без кассовых аппаратов — уплату налогов невозможно дальше проконтролировать. Тем более, когда есть мораторий на проверки. Поэтому приходится концентрировать внимание именно при таможенном оформлении таких товаров.

Если бы проверку, хотя бы камеральную, можно было бы осуществлять по всей цепочке реализации, мы бы понимали — если в одном месте налог не заплачен, то он будет заплачен в другом. Это вопрос к комплексности налогового законодательства. Для государства практически все равно, на каком этапе уплачен налог.

Вы говорили про патриотизм налогоплательщика, который заканчивается, когда нужно заплатить налоги, но где патриотизм таможенника, когда заходит контрабанда готового продукта, а "щимят" тех, кто импортирует сырье, помогая национальному производителю, собственно, производит.

Нет идеи, как вы говорите, "щемить". Есть задача не допустить манипуляций, злоупотреблений, попыток уклониться от уплаты налогов. У нас иногда получается, что алюминиевые радиаторы завозят дешевле, чем алюминий стоит на бирже — вот это проблема.

Когда завозится конечный продукт, который, к тому же, может продаваться на рынке за наличные, у нас единственная возможность контроля — при таможенном оформлении.

Что будет дальше с таможней, когда ожидать там изменений? Анонсировался ряд проектов, проект по объединению таможенных пунктов, уже начали воплощать?

Таможню мы модернизируем, опираясь на лучший мировой опыт. В течение двух недель мы должны подписать проект Twinning — двухлетний проект по реформированию таможенного направления Фискальной службы, который мы реализовываем с консорциумом трех стран: Германия, Польша и Литва. Он начнет работу с января 2016 года.

Идут и другие процессы, особенно на западных границах. Но это происходит не так быстро, как хотелось бы. Пока у нас быстрее всего двигается процесс с Польшей: уже функционирует совместный таможенный контроль в четырех пунктах пропуска в Волынской и Львовской областях. Мы хотим внедрить аналогичные процедуры во всех пунктах пропуска на украинско-польском участке границы, инфраструктура которых позволяет это сделать. Это тем более важно там, где речь идет не только о пассажирском транспорте, но и проходит товарный грузовой поток. Это первый шаг.

С другими странами-соседями нам еще нужно дорабатывать большое количество юридических и организационных моментов. Нужно понимать, что кроме борьбы с контрабандой и коррупцией, мы за счет внедрения совместного контроля, увеличиваем пропускную способность, повышая скорость прохождения границы. При этом нужно сохранить выполнение другой, не менее важной функции — таможенного контроля грузов. Но чтобы использовать новые технологии, нужно сначала модернизировать пункты пропуска, особенно это касается пункта Шегини. Средства мы планируем получить из кредита, который предоставляет правительство Польши для модернизации приграничной инфраструктуры Украины. Речь идет о кредите в 100 млн евро, часть из которого пойдет на ремонт дорог возле границы, а часть как раз на улучшение инфраструктуры в пунктах пропуска.

Вы уже видите эффект на тех пунктах, где это работает?

Еще нет прямого эффекта — это пункты пропуска легкового транспорта, пешие переходы, там тоннаж до 3,5 тонн. Экономический эффект (улучшение процедур, уменьшение потенциальных злоупотреблений, подмены товаров или подмены декларирования) можно будет увидеть, когда мы переведем грузовые потоки под совместный контроль.

Если закрыть только часть границы, контрабанда пойдет на другие пункты — ваши слова

Польша — только начало. Потом будет Венгрия, Словакия, Румыния. Мы хотим усовершенствовать контроль по всей границе. Но для этого наши европейские соседи должны получить согласие Брюсселя, поскольку в ЕС существует так называемый шенгенский кодекс границы.

Зачастую мы готовы на какие-то быстрые и решительные действия, но в Евросоюзе тоже есть своя бюрократия. И свои сложности. Например, в вопросах задержания и применения юридической ответственности к нарушителям. Для этого нужны дополнительные двухсторонние межправительственные соглашения.

В прошлом месяце все активно обсуждали назначение на Одесскую таможню Марушевской. Как вы можете прокомментировать процесс назначения и первые шаги?

Рано говорить о каких-то результатах, потому что прошло всего пару недель. Очень хорошо, когда у человека есть желание и поддержка, когда местная власть готова брать ответственность и делать дополнительные шаги для реформы. Одесская область специфическая, непростая, достаточно важная для таможни. Там было много спекуляций, особенно в прошлом году, за 10 месяцев поменялось 7 начальников. Что касается данного назначения, наша комиссия провела отбор потенциальных кандидатов и у широкой публики была возможность подать свои резюме на рассмотрение. В результате было отобрано 9 человек, среди которых была Юлия Марушевская, и одним из поводов для назначения послужило представление одесского губернатора. Есть много вопросов по Одесскому порту — нас не устраивало, как грузы уходят с портовых площадок и идут на таможенные пункты. Есть вопросы, которые касаются других силовых структур, включая милицию и прокуратуру. Мы еще пару месяцев назад договаривались с губернатором, что будем делать дополнительные шаги по реформам в одесском регионе, создадим там новый офис таможни. Получить кандидатуру, которую поддерживает губернатор — это плюс.

Так возглавит иностранец таможню или нет?

Это хороший вопрос, над которым мы сейчас работаем. По украинскому законодательству есть определенные специфические требования к руководителю таможни. Как минимум, человеку нужно принимать украинское гражданство — этот вопрос мы пока обсуждаем. Следующий фактор: многие хотят контракт с соответствующей оплатой. У нас нет ни того, ни другого. Пока.

У нас пока на пальцах одной руки можно посчитать людей в органах власти, которые получили украинское гражданство. Мы сейчас работаем над тем, чтобы это стало возможным и для руководителя таможни. Но как минимум, мы уже договорились о привлечении нескольких консультантов. Плюс, мы до конца года планируем провести тендер на привлечение иностранной компании к процессу реформирования таможенного направления Фискальной службы.