НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

У точки кипения

У точки кипения
Против кого направлено и к чему приведет расследование МКМТ в отношении импорта в Украину минеральных удобрений
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Украинский АПК, являющийся одним из важнейших секторов отечественной экономики, оказался на пороге системного кризиса. Его катализатором может стать неоднозначное расследование, начатое 21 августа Межведомственной комиссией по международной торговле (МКМТ) в отношении импорта в Украину минеральных удобрений. Расследование инициировано по заявке холдинга OstChem и направлено для якобы защиты украинских производителей удобрений от "недобросовестного" и растущего импорта. Проблема в том, говорят аграрии, что уже в ходе его проведения могут быть инициированы ограничительные меры к поставкам удобрений из других стран, которые сократят их поступления в Украину в разы и, соответственно, спровоцируют дефицит и подорожание. Причем речь идет вовсе не об импорте удобрений из России — он уже закрыт, а об импорте удобрений из стран Европы, США, Персидского Залива, Турции, Беларуси и других стран СНГ.

Чем вызвана необходимость расследования?

На состоявшемся 30 августа в Киеве круглом столе, посвященном вопросам влияния санкций в отношении РФ на украинскую химическую промышленность, экономику и АПК, вице-президент Союза химиков, директор по регуляторной политике Group DF Игорь Гольченко заявил, что расследование должно выявить схемы обхода санкций Россией. (В мае этого года Правительство запретило поставки всех минеральных удобрений из Российской Федерации). "После введения санкций на импорт минеральных удобрений поставки в Украину из России уменьшились, но в то же время заметно вырос импорт из нетипичных для производства удобрений стран — Польши, Литвы, Турции, Грузии, Болгарии", — заявил Гольченко. По его мнению, это свидетельствует о том, что РФ продолжает экспортировать к нам удобрения, пользуясь торговыми преимуществами других стран. Иными словами, речь идет о подозрениях, что после введения в мае 2019 года полного эмбарго на поставку удобрений из России, происходит перефасовка российского продукта и продажа его под видом произведенного в других странах.

Что тут не так

Однако названные мотивы не имеют ничего общего с сутью самого заявления OstChem, содержащимися в нем требованиями и полномочиями Межведоственной комиссии по международной торговле, в которую обратилась компания Дмитрия Фирташа. Так, ограничительные меры предлагается ввести в отношении всего импорта вне зависимости от страны происхождения. Другими словами, OstChem  требует ограничить импорт удобрений, которые действительно были произведены в странах-партнерах Украины, а вовсе не в Российской Федерации. Более того, МКМТ при всем желании не может расследовать вопрос контрабанды российских удобрений через территорию третьих стран — это не относится к сфере ее полномочий. "Как заявляют эксперты со стороны национального производителя, расследование по импорту удобрений должно выявить схемы обхода санкций Россией", — заявляют эксперты со стороны национального производителя. Но парадокс в том, что реакция на подобные заявления — это прерогатива СБУ и Генпрокуратуры, а не МКМТ и Минэкономразвития, у которых нет следственных полномочий, а в законе должным образом не прописана соответствующая процедура расследования уклонения от оплаты торговых пошлин", — считает партнёр судебной практики и международной торговой и таможенной практики ЮФ Астерс Глеб Бялый. Получается, что объяснения для широкой общественности, которые дают представители Дмитрия Фирташа, и реальная суть предъявленных ими МКМТ требований не имеют ничего общего. Собственно, это и не удивительно, если учесть, что, по заявлениям таможенников, несмотря на осуществляемый ими в течение последних девяти месяцев усиленный контроль всех партий удобрений, импортируемых в Украину, перепакованных российских обнаружить среди них так и не удалось.

Блокируем то, что не производим

Еще больше вопросов возникает относительно перечня удобрений, импорт которых предлагается ограничить. Расследование начато в отношении сразу нескольких групп минеральных удобрений, которые классифицируются по коду УКТВЕД 3102 и 3105. Это нитрат аммония и известково-аммиачная селитра, карбамид и карбамидно-аммиачные смеси, а также удобрения с содержанием азота, фосфора и калия. Другими словами, под расследование попали даже те удобрения, которые вовсе не производятся в Украине, либо, как в случае с многокомпонентными удобрениями (NP/NPK), производятся в недостаточном объеме, который не покрывает текущие потребности отечественных аграриев. По данным Минагропрода, по состоянию на начало сентября обеспеченность украинского АПК удобрениями для проведения летне-осенних полевых работ составило 69%. Из заявок аграриев общим объемом 736 700 т на азотные удобрения приходится 387 200 т, на фосфатные — 195 700 т, на калийные — 153 700 т. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, когда сельхозпроизводителями было заявлено 731 900 т удобрений, спрос практически не изменился, но удовлетворяется он хуже. Сейчас в наличии на складах производителей и трейдеров есть 508 900 т, что составляет 69% от потребности. В прошлом году этот показатель составлял 74%.

Трейдеров ждут большие убытки

За недопущение применения искусственных барьеров на рынке минеральных удобрений выступают и трейдеры. На долю трейдерских компаний нынче приходится почти 70% поставок удобрений украинскому АПК. "Жесткое ограничение импорта вынудит трейдеров свернуть бизнес. С одной стороны, убрать посредника — значит удешевить продукт, но с другой, отсутствие альтернативы порождает дефицит и злоупотребления", — отмечает глава украинского Союза производителей, импортеров и трейдеров агрохимии и агротехнологий Сергей Рубан. По его мнению, поддержка национального производителя, что, без сомнения, является важной задачей, должна реализовываться не с помощью заградительных барьеров для иностранных компаний и трейдеров, а за счет грамотной стимулирующей политики государства: снижение налогов для предприятий по производству удобрений, поставка дешевого природного газа, либерализация условий поставки сырья, материалов и оборудования на заводы.

Дефицит неминуем

О том, что дефицит в случае запрета импорта минеральных удобрений будет, свидетельствует простой факт: имеющихся в стране мощностей по производству калийных и фосфорных удобрений даже при 100-процентной загрузке не хватит для покрытия спроса со стороны аграриев. Речь идет о двух- и трехкомпонентных удобрениях с содержанием азота, фосфора и калия.
На данный момент совокупный потенциал Украины по выпуску таких удобрений составляет 450 000 т/год, что вчетверо меньше текущей потребности 1,8 млн т/год
За дефицитом прогнозируемо последует рост цен. Причем не только на саму дефицитную продукцию, а и на все связанные группы товаров. Учитывая значимость аграрной сферы для страны, очевидно, что подорожание удобрений приведет к росту цен на сельскохозяйственную продукцию и, как следствие, подорожанию практически большинства производимых в Украине продовольственных товаров. Кроме того, расследование МКМТ идет вразрез с государственной политикой по открытию рынка земли. "На лицо взаимоисключающие действия: одной рукой Украина готовится к открытию рынка земли и привлечению иностранных инвесторов, а другой параллельно хочет закрыть рынок удобрений и лишить потенциальных инвесторов одного из важнейших компонентов, составляющих до 30% в себестоимости аграрной продукции", — отмечает Глеб Бялый.

Каковы истинные цели расследования

При подобных парадоксах возникает логичный вопрос: с какой реальной целью было инициировано расследование, если оно может привести к столь негативным результатам? Инициатор расследования, группа компаний OstChem, принадлежащая Дмитрию Фирташу, объединяет в себе основных производителей минеральных удобрений в Украине — ПАО "Азот", ЧАО "Северодонецкое объединение Азот", ЧАО "Ривнеазот" и ООО "НФ Трейдинг Украина" — и является монополистом на украинском рынке, контролируя практически все имеющееся в Украине производство аммиачной селитры — основного азотного удобрения, используемого украинскими аграриями.
Импорт ослабляет монополию и ведет к сокращению монопольной маржи. И наоборот: ограничение поставок из других стран монополию усилит и даст возможность продавать удобрения не по рыночной, а значительно завышенной цене, что OstChem и делал последние несколько лет
То, что OstChem злоупотреблял своим монопольным положением, официально признал и Антимонопольный комитет Украины. Более того, 5 сентября он принял решение о принудительном разделении активов компании в части производства азотных минеральных удобрений. На реализацию данного решения отведено девять месяцев. Скорее всего, OstChem будет его оспаривать. А значит, его исполнение может затянуться на несколько лет. А в это время уже МКМТ придётся решать: встать на сторону украинских аграриев или же пойти навстречу требованиям компании Фирташа, заодно осложнив отношения с ЕС, США, Турцией, Белоруссией и Казахстаном. Дмитрий Филипенко, специально для Delo.ua