Украина не Греция, или учеба на чужих ошибках

Егор Перелыгин, начальник отдела стратегического планирования UniCredit Bank, о том, чему нас может научить нынешний кризис в Греции

Не секрет, что Греция находится на грани своего выхода из еврозоны. В этот четверг все поняли, что переговоры зашли в тупик. По словам Яниса Яруфакиса, министра финансов Греции, именно отсутствие диалога является ключевым фактором дестабилизации. Он считает, что Греции нужны продуктивные реформы, направленные против "паразитирующего поведения" на рынке, а не новая волна повышения налогов и сокращений социальных гарантий.

Позицию министра можно понять — ведь он приводил ужасающие цифры: падение реального ВВП на 27%, падение номинального ВВП 18 кварталов подряд, безработица на уровне 27% и соотношение госдолга к ВВП в 180%. Что привело к таким последствиям? Как объяснял Яруфакис, зарплаты в стране упали на 37%, госсектор урезали на 30%, и потребление домохозяйств обвалилось на 33%. Для такой страны как Греция, где госсектор являлся основным работодателем, а социальные гарантии — универсальным правом с рождения, это воистину ужасающая картина.

Ключевые игроки в переговорах, Оливье Бланшар и Кристин Лагард, настаивают на том, что только "взрослые люди" должны продолжать вести переговоры, и задают вопрос — сколько же нужно изменений в греческой системе для спасения страны? Ответ очень сложный и олицетворяется одним словом "реформы". Яруфакис признает этот факт, но он апеллирует к простому принципу, который гласит, что урезанием систему не вылечить.

На самом деле вся проблема кроется в доверии. Никто сегодня не хочет верить Греции, которая должна сумасшедшую сумму всем своим кредиторам в размере 330 млрд евро (только в 2015 году Греция выплатила 20,268 млрд евро своим кредиторам, и предстоит выплатить в 2015 году еще 17,327 млрд евро). Сомнений нет, сегодня Греция банкрот, а попытка спасения Греции несколько лет назад путем рефинансирования долгов провалилась. Тогда вопрос был политизирован.

Логика реструктуризации была простая — отодвинуть проблему на потом в надежде найти решение в образовавшемся временном окне. Принцип преобладания веры в государство как в самый высокий институт в рыночной иерархии не сработал. Ведь устойчивое финансирование (или рефинансирование) возможно только при достаточном доверии к государству и заемщику. Надежда на то, что технические меры приведут к образованию новых "капитальных активов" и экспансии обязательств, которые смогут генерировать бизнес циклы и экономический рост, не оправдались. Ведь никто системных реформ в Греции не провел, люди стали жить реально хуже, а культура уклонения от налогов только зацементировалась. Очень знакомая картина.

И здесь первый урок, который мы можем вынести из печального опыта Греции: чрезмерное рефинансирование долгов без внедрения системных изменений (реформ) не решает ключевых проблем экономики страны, а только увеличивает нагрузку.

В эту субботу Украина должна осуществить выплаты по бондам (общая сумма которых $3 млрд, с купоном 5% и погашением в декабре 2015 года). Как мы видим, Украина находится в очень сложной ситуации, а переговоры с кредиторами пока безрезультатны. Стоит отметить, что нам нужно выплатить $75 миллионов долларов США в понедельник, так как доводить ситуацию до "cross-defaultevent" сейчас неблагоразумно и, возможно, даже катастрофично. Есть популярное профессиональное мнение, что Украине нужно завершить переговорный процесс по реструктуризации суверенного долга, а потом разбираться один на один с Российской Федерацией как с "бондхолдером". Учитывая поддержку МВФ и наших ближайших союзников, это возможно и логично.

Почему Украина пока еще не Греция? Мы находимся на той стадии, где что-то можно еще изменить с помощью тяжелых (и очень непопулярных) реформ и с помощью эффективных переговоров по реструктуризации долга. Реалии таковы: если Украина не хочет повторения ошибок Греции, она должна завершить переговоры с кредиторами компромиссом, который не просто перенесет погашение долга на позднее время, но и реально снизит нагрузку на платежный баланс и бюджет страны. Значит, кроме "grace period" украинская сторона должна договориться про конкретную сумму прощения долга.

Это второй урок: завершение переговоров по реструктуризации должно воплотиться в конкретные достижения в контексте списания части долга и установки "graceperiod" минимум на 3-5 лет (при этом стараясь оставаться в компромиссном поле). Пока переговоры не завершились, выплаты по бондам надо осуществлять. Также надо активно и эффективно использовать поддержку МВФ как козырь в переговорах.

Есть еще несколько ошибок Греции, которые серьезно пугают многих экспертов в контексте с Украиной — нежелание проводить системные реформы, отсутствие правильной политики координации денежных потоков и приход к власти популистов. При этом можно вспомнить приход технократа Марио Монти к власти в Италии. На посту премьер-министра Монти смог эффективно провести "лечебные мероприятия" за очень короткий срок, дал старт важным реформам, наладил эффективную координацию денежных потоков и смог добиться снижения внешней нагрузки на экономику Италии.

И вот третий урок, который нам может преподать Греция: реформы должны быть направлены не только на затягивание поясов и выбивание налоговых поступлений, но и на конкретное создание инвестиционного климата в стране, внедрение принципа верховенства права, изменение структуры и политики судебных и силовых органов, стимуляции МСБ и экспортно-ориентированных предприятий.