НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Украина запуталась в реформах "Нафтогаза"

Завтра правительство обязано передать на рассмотрение Комитета экономических реформ при президенте предложения по реорганизации компании «Нафтогаз Украины». Президент Виктор Янукович для подготовки проектов документов отвел чиновникам месяц

Однако в течение сентября ситуация изменилась: Украина и Россия снизили накал информационной войны вокруг газовой проблематики и пытаются решить проблемы на основе компромиссов. Поэтому план реструктуризации, возможно, будет отложен.

Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский сказал: «Рабочая группа, в состав которой вошли представители многих министерств и ведомств, насколько мне известно, продолжает работу над документами. Это очень сложный процесс – требуется не только разработать концепцию реформы, не нарушающую энергетическую безопасность государства, но также найти взаимопонимание с кредиторами «Нафтогаза», предусмотреть правопреемственность по действующим соглашениям компании». Эксперт считает, что ни открывшийся вчера в Варшаве саммит «Восточного партнерства», ни состоявшиеся вчера же в Москве украинско-российские газовые переговоры не оказывают прямого влияния на подготовку к реорганизации. «В распоряжении президента было четко указано, что реформа «Нафтогаза» связана с присоединением Украины к Европейскому энергетическому сообществу. Мы уже приняли на себя обязательства по так называемому Второму энергопакету ЕС и поэтому должны разделить «Нафтогаз» на отдельные компании по видам деятельности – добыча, транспортировка, поставка газа».

Азаров: "Нафтогаз" прекратил существование


В начале сентября, когда Киев только анонсировал реформу, премьер-министр Николай Азаров пояснил: «Нафтогаз Украины» как субъект хозяйствования прекратит свое существование. Будет ликвидационный период, и спустя определенное время, после соблюдения всех необходимых формальностей будут действовать на этом рынке совершенно другие, новые компании». Министр энергетики Юрий Бойко позже уточнил, что со следующего года на продажу могут быть выставлены неконтрольные пакеты акций таких входящих сейчас в «Нафтогаз» структур, как, например, «Укргаздобыча», «Укртрансгаз», «Черноморнафтогаз».

Эти заявления вызвали беспокойство «Газпрома», представители которого заподозрили украинскую сторону в намерении под видом реформы отказаться от выполнения действующего контракта. Ведь распоряжение Виктора Януковича появилось именно в тот момент, когда провалилась очередная попытка Киева договориться с Москвой о пересмотре долгосрочных газовых соглашений, подписанных в 2009 году.

Старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Роман Марченко ранее пояснил, что реформа не повлияет на выполнение действующих соглашений «Нафтогаза»: «Любая реструктуризация предполагает сохранение прежних обязательств. Та схема, которую озвучивают чиновники, предполагает, что «Нафтогаз» будет разделен на три самостоятельные юридические структуры по видам деятельности. Исходя из этой схемы, можно предположить, что новая транспортирующая компания станет контрагентом «Газпрома» по действующим контрактам на транзит газа в Европу; а структура, которая будет заниматься поставками на внутреннем рынке, возьмет на себя обязательства «Нафтогаза» по покупке российского газа».

В середине сентября Виктор Янукович подтвердил: «Мы обязательно выполним все наши обязательства. Этот вопрос является принципиальным». Он сказал, что вопрос о модели реорганизации обсуждается и с кредиторами, и с деловыми партнерами украинской компании. Но неделю назад министр энергетики РФ Сергей Шматко заявил журналистам, что в Москве так и не поняли, как будет выглядеть модель реструктуризации компании, с которой у «Газпрома» подписаны долгосрочные контракты. Как и надеялся министр, на политическом уровне вопрос обсуждался и в ходе состоявшейся в минувшую субботу встречи Дмитрия Медведева и Владимира Путина с Виктором Януковичем, и в кулуарах резиденции «Завидово», где смогли пообщаться отраслевые министры.

Эксперт Землянский напомнил, что об итогах встречи коротко сообщил украинский премьер, не принимавший в переговорах участия: «Азаров сказал две вещи. Первое – Украина предлагает создать трехсторонний консорциум по управлению газотранспортной системой. В него могли бы войти европейские структуры, «Газпром» и та новая украинская компания, которая после реструктуризации «Нафтогаза» будет создана на базе нынешнего «Укртрансгаза» и возьмет на себя обязательства по транзиту. Этот вопрос, насколько мне известно, находится на стадии обсуждения и в ЕС, и в РФ. Второе, о чем, по словам Азарова, была достигнута рамочная договоренность в Завидово: Украина снизит до уровня себестоимости тариф на транзит российского газа в Европу, а «Газпром» снизит цену на газ для украинской социальной и бюджетной сферы – на этот сектор приходится где-то 12-13 млрд. куб.м газа в год. Но, думаю, вопрос еще не решен окончательно – мы пока не знаем, чем завершились вчерашние переговоры в Москве».

Шаг вперед, два шага назад
Эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что обнародованные премьер-министром договоренности уже противоречат ранее объявленной цели реорганизации «Нафтогаза». «Какой смысл создавать консорциум, если мы собираемся лишить доходов компанию, обеспечивающую транзит газа в Европу? Кто же захочет войти в такой консорциум – на равных правах с финансово несостоятельной украинской компанией? Конечно, любая сторона, получившая подобное предложение, отнесется к нему настороженно». Впрочем, эксперт добавил, что сейчас и вопрос реорганизации «Нафтогаза», и возможные форматы сотрудничества находятся на стадии активного обсуждения. «Эксперты в составе рабочей группы продолжают готовить предложения, но, думаю, они будут пока только формальными. Поскольку газовая тематика выведена на высший политический уровень, никакие предложения не будут иметь смысла, пока не договорятся президенты Янукович и Медведев. Их встреча, насколько известно, планируется на 18 октября. А после нее, вероятно, можно будет обсуждать вопрос о том, как и для чего на самом деле будут реструктуризировать «Нафтогаз», – считает Омельченко.