- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Промышленность
- Дата публикации
Украинская экономика при Януковиче. Глядя в прошлое и будущее
Последние два года были достаточно сложными для международного бизнес-сообщества в Украине по многим причинам. В начале 2010 года бизнес надеялся на светлое будущее, в котором экономика будет постепенно оправляться от последствий глобального финансового кризиса 2008-2009 годов, пройдут президентские выборы, и воплотятся в жизнь положительные изменения в экономике, политике и социальной ситуации в стране. Последствия мирового кризиса на тот момент оказывали существенное негативное влияние на экономику всех стран мира за счет уменьшения объемов как инвестиций, так и потребления и, конечно, Украина не стала исключением.
Однако, несмотря на неблагоприятные экономические условия и рост цен на топливо и энергетику, в 2010 году экономике Украины удалось прервать негативную тенденцию снижения ВВП (-14,8% в 2009 году [ 1]) и успешно начать расти в среднем почти до 5% в 2010 и 2011 годах. Возможным это стало благодаря увеличению мирового спроса на экспортируемые Украиной товары, а также законодательным реформам, которые произошли за последние два года и продемонстрировали готовность руководства страны работать для улучшения украинской бизнес среды.
Некоторые секторы украинской экономики за это время получали больше внимания со стороны государства, чем другие, и связано это было как с их стратегической важностью, так и с постоянными обращениями со стороны делового сообщества. Развитие сельского хозяйства и банковского сектора в этом отношении отчетливо демонстрируют, что совершенствование государственной политики и законодательства действительно способны положительно влиять на рост экономики.
Внедрение реформ в сферах налогообложения и таможенного законодательства — двух основных составляющих доходной части государственного бюджета — всегда было проблематичным из-за их положения на пересечении интересов двух ключевых сторон — государства и бизнеса. Украине все-таки удалось завершить длительный, болезненный, но продуктивный процесс подготовки Налогового кодекса, который вступил в силу еще 1 января 2011 года. Еще один важный документ — Таможенный кодекс — также будет на пути к принятию после того, как в законопроект внесут поправки Президента, сделанные еще в конце декабря 2011 года. Компании-члены Американской торговой палаты, будучи активно вовлеченными в процессы подготовки этих крайне важных законодательных актов, с осторожным оптимизмом ожидают, что же принесет будущее. По собственному опыту мы знаем, что, к сожалению, в Украине не достаточно иметь совершенное законодательство — для того, чтобы законы работали, необходимо их надлежащее выполнение и институциональные реформы.
За последние два года мы, как деловое сообщество, можем констатировать положительные тенденции в готовности чиновников на всех уровнях принимать во внимание и учитывать те лучшие практики, которые международные организации, бизнес и дипломатическое сообщество готовы предложить. Пример тому — создание специализированных советов при Президенте Украины, парламенте и Кабинете министров для разработки предложений и рекомендаций со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Мы считаем, что такой уровень диалога крайне важен для каждой страны, желающей развиваться и процветать.
В то же время, наш оптимизм иногда снижается из-за ряда проблем, негативно влияющих на бизнес. Чрезмерное налоговое давление компании, которые работают в соответствии с законодательством, — одна из проблем, с которой они сталкиваются в последнее время. Трудности, возникающие из-за внешних долгов страны, заминки в сотрудничестве с Международным валютным фондом, а также глобальные экономические проблемы, дополнительной ношей лежащие на экспортно-ориентированной экономике Украины — проявляют негативные особенности в работе налоговой службы, направленные на получение от компаний максимально возможного количества денег. Для компаний, которые мы представляем, сам факт выплаты налогов не представляет сложностей, поскольку мы как раз и являемся одними из крупнейших налогоплательщиков в стране. Однако, мы категорически против практики чрезмерного давления, когда налоговая администрация заставляет платить больше, чем предусмотрено Налоговым кодексом, или, требует платить налоги наперед, при этом во многих случаях не возвращая компаниям их законный НДС. Мы бы хотели, чтобы это "бремя" было равномерно распределено между всеми компаниями, не только добросовестными иностранными налогоплательщиками, но и некоторыми компаниями, которые, обладая хорошими связями, не платят свою долю. Мы понимаем, что страна с финансовой точки зрения переживает тяжелые времена, и хотим внести собственный вклад, помочь, но, в конце концов, налоговая нагрузка должна быть равной для всех и в рамках закона. Украинская власть, возможно, не учитывает факт, что в такие сложные финансовые времена неоправданное налоговое давление является одним из ключевых факторов в процессее принятия иностранными инвесторами решения о выходе на новый рынок. В данный момент Украина просто не может позволить себе терять потенциальные новые инвестиции без ущерба в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.
Много как позитивных, так и негативных изменений произошло в течение последних двух лет, однако в данный момент намного важнее ответить на вопрос: что произойдет в течение последующих двух. Мы как бизнес сообщество надеемся, что наша цель — видеть Украину конкурентоспособной, успешной и процветающей страной — совпадает с целями, которые перед собой ставит правительство.
[1] all the data is from the formal open sources: ukrstat.gov.ua, bank.gov.ua, minfin.gov.ua