Как жители неконтролируемых Украиной территорий Донбасса получают деньги, делают переводы и как их обналичивают в условиях существования одного банка, не работающего с внешним миром — разбиралось Delo.ua
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие
В конце августа в "ДНР" по неизвестным причинам была закрыта сеть так называемых обналичек — пунктов обмена электронных денег, а также денег, находящихся на карточных счетах банков Украины и России, на наличные российские рубли. Сеть "обналичек" была не столь обширна, но охватывала всю территорию "ДНР". При этом, как уточнил представитель так называемого Центрального Республиканского Банка ДНР, в отличие от сети пунктов обмена валют, которая работает в "ДНР" в правовом поле, деятельность сети "обналичек" законодательно урегулирована не была. Ввиду того, что созданный "Центробанк" не обслуживает карты каких-либо других банков, обращение в "обналички" было чуть ли не единственным способом местных жителей получить на руки денежный перевод из Украины. Теперь же получить на руки денежные переводы из Украины или других стран в ОРДЛО стало "задачей со звездочкой". Delo.ua разбиралось, как сегодня работает финансовая система на не контролируемой Украиной части Донбасса.
Банк один — один на всех
Как известно, вскоре после начала активной фазы боевых действий в Донбассе весной 2014 года на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей прекратили свою деятельность все коммерческие и государственные банки, а также "Укрпочта" и "Нова Пошта" — все их отделения были закрыты, а банкоматы и терминалы — ликвидированы. В результате жители этих территорий утратили доступ к собственным деньгам, находящимся на счетах украинских и других банков, а также — возможность получать как денежные переводы, так и другие почтовые отправления. Таким образом, с конца весны и до конца осени 2014 года в ОРДЛО, с одной стороны, уже не действовали общеукраинская банковская, почтовая и бюджетная системы, а, с другой стороны, никакой альтернативной системы с соответствующими институтами и инфраструктурой еще не было. 7 октября 2014 года в самопровозглашенной ДНР был образован аналог Национального банка Украины (НБУ) — "Центральный Республиканский Банк ДНР" (ЦРБ). В мае 2015 года "президиум Совета Министров ДНР" принял постановление, которым утвердил "Положение о ЦРБ ДНР", а в апреле 2019 года "Народный Совет ДНР" принял Закон "
О ЦРБ ДНР", который определил правовое положение и основные аспекты функционирования ЦРБ как государственного банка, осуществляющего денежную и кредитную политику в самопровозглашенной республике. Уже в ноябре 2014 года "ЦРБ" начал осуществлять выплату социальных пособий семьям с детьми, а также гражданам, имеющим право на получение пенсий. Несколько месяцев спустя экс-глава самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко издал Указ "О назначении и выплате пенсий гражданам, имеющим право на социальное обеспечение и состоящим на учете в Пенсионном фонде ДНР". И лишь с 1 апреля 2015 года на основании этого документа ЦРБ стал производить ежемесячную выплату пенсий соответствующей категории граждан, проживающих на территории самопровозглашенной ДНР. По данным исследования Bild, во втором полугодии 2015 года более 90% бюджетных поступлений самопровозглашенных ЛДНР состояли из денег, поступающих из Российской Федерации. При этом объем расходов России только на выплаты зарплат, пособий, пенсий и так далее составлял почти 80 млн евро в месяц. Примерно в это же время — с июня по октябрь 2015 года — в ОРДЛО была сформирована собственная банковская инфраструктура. Так, в июне-августе "ЦРБ ДНР" провел тестовую эксплуатацию "Республиканской Платежной Системы", в ходе которой были установлены первый банкомат и первый платежный POS-терминал самообслуживания в главном отделении банка, а также — выпущены первые платежные карты. В сентябре "ЦРБ" заключил первый договор эквайринга, в рамках которого был установлен первый торговый POS-терминал. Кроме того, с июня-августа 2015 года "ЦРБ" начал эмитировать карты для зачисления зарплат, с октября-декабря того же года — для зачисления пенсий, а с октября 2017 года — для зачисления стипендий. К концу 2018 года банковская инфраструктура самопровозглашенной ДНР состояла из 189 банкоматов, 201 платежного POS-терминала самообслуживания и более 1 200 торговых POS-терминалов "ЦРБ". Наконец, в июле 2016 года "ЦРБ" ввел в действие внутриреспубликанскую
систему мгновенных переводов денежных средств физических лиц без открытия счетов. А в январе 2018 года правление "ЦРБ" приняло решение о регистрации системы оплаты услуг через интернет — платежной системы "Спрут", оператором которой стала ФК "Рост". Таким образом, на сегодняшний день банковская система самопровозглашенной ДНР состоит из одного-единственного "Центрального Республиканского Банка", являющегося центральным банком непризнанного государства, что означает, что созданные им механизмы и инструменты действуют только в пределах "ДНР" и никоим образом не могут быть использованы для связи с аналогичными механизмами и инструментами банковских систем признанных государств. Банкоматы, платежные POS-терминалы самообслуживания и торговые POS-терминалы "ЦРБ" обслуживают только карты самого "ЦРБ" и не принимают карты других банков. Кроме того, с карты "ЦРБ" невозможно перечислить деньги на карту какого-либо другого банка, на карту "ЦРБ" также невозможно перечислить деньги и с карты, выпущенной другим банком, например, Сбербанком России или украинским ПриватБанком. Наряду с этим на карту "ЦРБ" невозможно зачислить и денежный перевод, отправленный по какой-либо из международных, внутриукраинских или внутрироссийских платежных систем. И наконец, на нее невозможно вывести так называемые электронные деньги. Таким образом, банковская система самопровозглашенной ДНР является почти полностью изолированной от внешнего мира. Исключением являются установленные в мае 2015 года корреспондентские отношения между "ЦРБ" и КБ "Международный расчетный банк", зарегистрированным в Южной Осетии, в августе 2015 года — между ЦРБ и "Государственным Банком ЛНР", а также определенные в мае 2018 года Соглашением о сотрудничестве отношения между "ЦРБ" и Национальным банком Республики Южная Осетия. Но, разумеется, жителям неконтролируемых Украиной территорий Донецкой области никаких дополнительных возможностей это не дает. Еще одним исключением является получивший в октябре 2018 года разрешение "ЦРБ" на оказание банковских и финансовых услуг на территории республики филиал №1 КБ "Международный расчетный банк". Однако, по крайней мере пока, он лишь эмитирует карты, на которые происходит зачисление зарплат работникам предприятий, входящих в состав ЗАО "Внешторгсервис", а его инфраструктура состоит только из небольшого числа банкоматов на территории ОРДЛО. То есть диапазон предоставляемых им возможностей как минимум столь же ограничен.
"Обменники" и "обналички"
Вполне естественно, что подобная банковская система не могла не быть дополнена рядом финансовых учреждений, предоставляющих спектр услуг, аналогичных тем, которые способна предоставить банковская система любого признанного и развитого государства. До весны 2019 года в "ДНР" работали пункты обмена валют, сеть пунктов обналичивания электронных денег и денег, находящихся на карточных счетах других банков, а также пункт выдачи переводов по системам Western Union и MoneyGram. Кроме того, денежные переводы в рублях между "ДНР" и Россией осуществляла "Наша Почта". Однако сегодня сеть данных учреждений выглядит более бедно: в марте 2019 года, незадолго до выборов Президента Украины, прекратил свою деятельность пункт выдачи международных переводов. Это был единственный пункт в самопровозглашенной ДНР, работавший без вывески либо каких-то других опознавательных знаков в центре Донецка. Работали там только с системами Western Union и MoneyGram и выдавали только переводы, отправленные из дальнего зарубежья. При этом хотя их, разумеется, пересылали в евро или долларах, и любой банк, например в Украине или России, также выдавал бы их в той же валюте или в национальной валюте по собственному курсу, этот пункт выплачивал их в рублях и более того — по курсу примерно на 6% ниже установленного "ЦРБ" и действовавшего в обменных пунктах. Вполне очевидно, что для того, чтобы этот пункт мог работать, он должен был иметь доступ к общеукраинской системе Western Union и MoneyGram. Не менее очевидно и то, что этот доступ не мог быть предоставлен без согласия соответствующих ветвей украинской власти. И наконец не менее очевидно еще и то, что именно вследствие смены власти в Украине самопровозглашенной ДНР в нем было отказано. А 21 августа 2019 года была полностью закрыта сеть пунктов обналичивания. Принцип их работы мало отличался от принципа работы любого пункта обмена валюты и любого банка, иной была лишь технология. Так, например, держатель карты ПриватБанка, находясь на территории России, вполне может снять с нее деньги в рублях в банкомате или в отделении любого банка: ПриватБанк автоматически конвертирует гривню в рубль по карточному курсу, удерживая комиссию в размере 2%, а российский банк выдает наличные. В пунктах обналичивания в "ДНР" держатель карты, эмитированной украинским банком, мог либо со своего смартфона, либо с компьютера, находящегося в этом пункте, перевести нужную сумму в гривне с собственного карточного счета на карточный счет самого пункта, а взамен получить от операциониста эквивалент наличными в рублях. То есть продать гривню. Также он мог, наоборот, передать операционисту нужную сумму наличными в рублях, а взамен получить с карточного счета пункта на собственный карточный счет эквивалент в гривне. То есть — купить гривню. При этом пункт обналичивания функционировал как пункт обмена валюты и зарабатывал на разнице между курсом продажи и покупки гривни. В случае обналичивания электронных денег или денег с карт, выпущенных российскими банками, пункт, аналогично системе или банку-эмитенту, взимал комиссию от 2 до 4% в зависимости от того, услугами какой системы или банка пользуется клиент. Например, при обналичивании карт российского Сбербанка комиссия составляла 4%. При этом пункт обналичивания функционировал уже как банк и зарабатывал на комиссионных. Учитывая, что в ЛДНР не происходит ничего без ведома властей, вполне очевидно, что коль скоро на протяжении почти пяти лет эта сеть функционировала совершенно открыто, на то была санкция всех соответствующих ветвей власти самопровозглашенной ДНР, несмотря на заявления "ЦРБ", что "обналички" находятся вне правового поля "ДНР". По рассказам очевидцев, закрытие пунктов происходило так: повсеместно примерно в одно и то же время в пункты обналичивания приезжали отряды полиции, которые изымали денежные средства, банковские карты, оргтехнику и прочие активы. Из чего следует, опять-таки, что и прекращение деятельности этой сети не могло произойти без санкции руководства "ДНР". При этом вопрос о том, по какой причине такое значимое для "серой зоны" явление — где в принципе не могут действовать общепринятые финансовые институты, механизмы и инструменты — как сеть "обналичек", которое до недавнего времени существовало с согласия "властей", по их же решению было вдруг ликвидировано, разумеется, остается открытым.
Скриншот: donpress.com Таким образом, на сегодняшний день официально в составе финансовой системы самопровозглашенной ДНР остались лишь пункты обмена валюты, которая попадает сюда извне. То есть — в виде денег частных лиц, ввезенных из-за рубежа. По-прежнему оказывает услуги по пересылке переводов в рублях "Наша Почта", созданная на базе отделений украинской "Новой Почты". Что же касается сферы услуг по осуществлению международных переводов и обналичиванию электронных и карточных денег, то с марта–августа 2019 года она полностью ушла в тень. В крупных городах существует изрядное число контор, оказывающих услуги по оформлению разного рода документов, сотрудники которых в частном порядке производят операции, подобные тем, которые делали пункты обналичивания. Кроме того, доски объявлений в интернете пестрят объявлениями так называемых менял, готовых предоставлять подобные услуги, обращение к которым, разумеется, несет в себе определенный риск. В конечном счете выбор у жителей неподконтрольных Украине территорий Донбасса, нуждающихся в финансовых услугах, на сегодняшний день невелик: либо регулярно ездить в ближайшие развитые населенные пункты Украины или России и пользоваться общепринятыми механизмами и инструментами их финансовых систем, либо обращаться к "менялам", работающим в конторах или просто "на улице".
Елена Герасимова, специально для Delo.ua