В каких случаях могут ограничить передвижение военнообязанных — юрист

Без введения военного положения властям будет трудно ограничить выезд военнообязанных за границу. Вначале следует внести изменения в законодательство и возможно даже в Конституцию, а потом создать соответствующие базы данных призывников, военнообязанных и уклонистов

На прошлой неделе президент Петр Порошенко подписал указ о дополнительных мероприятиях, связанных с проведением мобилизации в 2015 году. В одном из пунктов Кабинету министров поручалось "проработать вопрос законодательного урегулирования порядка выезда за границу граждан Украины, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации". Перед этим замначальника мобилизационного отдела в Генштабе Александр Правдивец заявлял, что "прорабатывается вопрос относительно усиления системы контроля исполнения военнообязанными правил военного учета".

Люди сразу же посчитали, что уже действует или вскоре будет действовать запрет на выезд за границу военнообязанным. Минобороны попыталось исправиться и пояснило, что уже несколько лет действует норма, согласно которой военнообязанный при смене фактического места жительства должен уведомлять об этом военные комиссариаты. А в случае переезда в течение 7 дней стать на учет в военкомате. К тому же против уклонистов могут возбудить дела и внести их фамилии в Единый реестр досудебных расследований, вследствие чего их задержат на границе.

Против позиции Минобороны выступила Погранслужба, которая заявила, что при пересечении государственной границы предъявление справок из военкоматов не предусмотрено. При этом они посоветовали обращаться на их "горячую линию" в случаях, когда от них будут требовать подобные справки.

Delo.UA обратилось за разъяснениями к юристам. По их мнению, ограничение передвижения предусмотрено только в военное время или на отдельных территориях.

Вадим Баранов, юрист департамента судебной практики юридической компании "Алексеев, Боярчуков и партнеры":

В рамках действующего законодательства, а именно положениями ч. 4 ст. 37 Закона Украины "О воинской обязанности и военной службе" четко устанавливается, что в военное время выезд призывников и военнообязанных с места жительства без разрешения районного (городского) военного комиссариата запрещается. Норма с подобным содержанием также содержится в ст. 12 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине". Свобода передвижения в соответствии с законом может быть ограничена:

• в пограничной полосе;

• на территориях военных объектов;

• в зонах, которые в соответствии с законом принадлежат к зонам с ограниченным доступом;

• на частных земельных участках;

• на территориях, на которых введено военное или чрезвычайное положение;

• на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим проживания населения и хозяйственной деятельности;

• на временно оккупированных территориях.

Подобные ограничения предусмотрены также и в международном законодательстве: в части 1 ст. 15 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливается возможность отступления от обязательств в чрезвычайных ситуациях, а именно: во время войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, любая из Высоких Договаривающихся Сторон может принимать меры, отступающие от ее обязательств по Конвенции только в той степени, какой требует положение, и при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам с международным правом.

Таким образом, любые ограничения свободы передвижения человека могут устанавливаться государством во время чрезвычайного или военного положения.

Что касается записи в Едином реестре досудебных расследований, то его наличие свидетельствует о наличии открытого уголовного производства по возможно совершенному уголовному преступлению, однако сама запись не может быть основанием для задержания на границе, поскольку лицо на границе может быть задержано, если есть постановление о задержании лица и объявления его в розыск.

По моему мнению, для того, чтобы законодательно ограничить выезд за границу лиц подпадающих под призыв по мобилизации, необходимо внести изменения в ч. 4 ст. 37 Закона Украины "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 12 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине" и дополнить перечень, кроме военного и чрезвычайного положения еще и положениями об особом периоде, на основании которого осуществляется мобилизация и определение которого содержится в Законе Украины "О мобилизационной подготовке и мобилизации". Необходимо обратить внимание, что указанная выше норма Закона Украины "О воинской обязанности и военной службе" также ограничивает передвижение военнообязанных лиц в пределах Украины.