- Категория
- Фондовые рынки
- Дата публикации
В парламенте зарегистрированы законопроекты о регулируемых рынках и деривативах (обновлено)
В Верховной Раде зарегистрированы проекты Законов о регулируемых рынках и деривативах (№3498, 3499, 3500).
Документами предусматривается введение необходимых изменений в законодательство для полноценного функционирования внебиржевого рынка деривативов, в частности вводится понятие генерального соглашения и ликвидационного неттинга (взаимозачет встречных требований обязательств).
Также проекты предусматривают комплексное урегулирование функционирования регулируемых рынков в соответствии с директивами ЕС.
В частности, предусмотрено существование четырех видов регулируемого рынка:
— Регулируемый фондовый рынок (рынок ценных бумаг)
— Регулируемый товарный рынок
— Регулируемый денежный рынок (рынок инструментов денежного рынка)
— Регулируемый рынок деривативов
Документы предусматривают, что общий надзор за регулируемым рынком, в том числе рынком деривативов, осуществляет НКЦБФР. При этом, надзор за OTC-деривативами (деривативами, заключаемыми вне регулируемого рынка) будет осуществляться с дополнительным обязательным представлением информации о заключенных деривативах к торговому репозиторию.
По данным члена НКЦБФР Юрия Буцы, разрабатывая законопроект №3498, комиссия учитывала европейские директивы по определению перечня видов деятельности на регулируемых рынках, а также учитывала мнение участников отечественного фондового рынка.
Одним из основных пожеланий фондовиков было отсутствие необходимости перелицензирования, потому в заключительных положениях проекта был указан перечень лицензий, считающихся автоматически переоформленными со дня принятия данного законопроекта. Это касается видов деятельности, существовавших ранее. Лишь новые виды деятельности, вводимые данным законом, потребуют получения лицензий.
Законопроект предусматривает введение для мелких региональных профучастников фондового рынка лицензий на субброкерскую деятельность. К компаниям с такими лицензиями будут применяться гораздо более мягкие требования по капиталу.
В законопроекте №3498 также учтены пожелания госорганов по их роли на новых регулируемых рынках. Так, правила каждого из регулируемых рынков утверждаются НКЦБФР по согласованию с профильным органом власти, формирующим госполитику в соответствующей сфере.
Проект предусматривает формирование модели функционирования в Украине Центрального контрагента по принципам, принятым в ЕС. В то же время, будет предоставлен переходный период для реализации этой модели, поскольку инфраструктура рынка не готова к мгновенному переходу на новые принципы. Продолжительность такого переходного периода пока не определена и может составить до 2 лет.
Данные законопроекты будут в ближайшее время обсуждаться на слушаниях Комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности.