НБУ курс:

USD

41,37

--0,05

EUR

44,61

--0,22

Наличный курс:

USD

41,30

41,20

EUR

45,05

44,80

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

В погоне за "Мрией": как правоохранители "штормят" суда под украинским флагом

В погоне за "Мрией": как правоохранители "штормят" суда под украинским флагом
Госпогранслужба, СБУ и крымская прокуратура 20 августа провели беспрецедентную операцию — захватили в нейтральных водах и отбуксировали в Херсон судно "Мрия" — один из немногочисленных нефтепродуктовых танкеров, работающих под украинским флагом
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Для задержания судна были привлечены береговая охрана, отряд спецназа, государственные буксиры и даже военные судна. Сложно представить, что такое возможно было бы с судном под иностранным флагом, что в принципе объясняет, почему танкеров под украинским флагом можно перечислить на пальцах одной руки. Delo.ua разбиралось в этой громкой истории с большим количеством вопросов. 

В поле зрения крымского СБУ "Мрия" попала в начале августа, на 11-й месяц работы в порту Херсона под украинским флагом. Танкер обвинили в том, что летом 2015 года он четыре раза незаконно заходил в порт "Севастополь". Для большего медийного резонанса СБУ заявила, что судно поставляло топливо для нужд российского военного флота.

Летом 2015 года этот танкер назывался VILGA, принадлежал российской судоходной компании "Маршалл" (Астрахань) и ходил под российским флагом. В июле 2018 года его купила британская Felina Development LP, а в сентябре танкер был растаможен и зарегистрирован в Украине киевской компанией ООО "Тефин" — фрахтователем судна. С того времени танкер носит название "Мрия" и регулярно перевозит топливо в Херсон.

"Ни действующий судовладелец, ни команда судна не имеют никакого отношения к событиям 2015 года. Они не могут нести ответственность за действия предыдущих собственников. В соответствии со статьями Уголовного кодекса, указанными в определении следственного судьи, танкер не может быть объектом преступления. Ответственность могут нести исключительно лица, которые по состоянию на 2015 года владели судном", — заявил директор в ООО "Тефин"Данил Чалый.

Расследование в отношении "Мрии" проходит в рамках уголовного производства, открытого еще в октябре 2014 года. В разные периоды времени в нем фигурировали около 10 суден, которым инкриминировались похожие с "Мрией" нарушения. Это буксиры Aliot, "Витязь", контейнеровозы Ulus Sky, Amur 2521, Nadalina, Нефтерудовоз 45М и многие другие. При этом за пять лет ни одному из лиц в этом производстве обвинительный приговор вынесен так и не был, но скандалов при этом было предостаточно. 

Например, в феврале 2016 года представитель судовладельца танкера Aliot был задержан в здании Генпрокуратуры, когда принес взятку 12,5 тысяч долларов за снятие ареста с судна. В мае 2016 года действиями прокуратуры заинтересовалось Национальное антикоррупционное бюро, обвинив прокуратуру в "безосновательном инициировании ареста судна "Витязь".

Так или иначе все вышеперечисленные судна спустя какое-то время были отпущены и сейчас свободно курсируют в Черноморском бассейне, в том числе в украинских водах. Но ни один из судов-нарушителей не казался прокуратуре и СБУ столько опасным, чтобы привлекать военные судна для его захвата в нейтральных водах.

На абордаж!

Первый раз на борт "Мрии" правоохранители высадились вечером 10 августа, когда танкер выгружал очередную партию дизельного топлива в Херсоне. СБУ искала на судне подтверждений захода в порт Севастополь, но исходя из перечня изъятых доказательств, обнаружить что-либо ценное не удалось. Как и не удалось с первого раза заблокировать корабль: 13 августа суд отказал прокуратуре в аресте, и он свободно покинул порт.

19 августа Апелляционный суд все же арестовал "Мрию" (по данным наших источников, в результате давления со стороны СБУ). На тот момент танкер находился в 25 км от побережья Украины, выполняя контракт на бункеровку иностранного судна, следовавшего из Одессы в румынскую Констанцу.

"С точки зрения морского права задержание судна является чистой воды пиратством: судно находилось в нейтральных водах", — считает партнер юридической компании Fincord Андрей Ярмольский, представляющий интересы судовладельца.

По словам адвокатов ООО "Тефин", в ночь на 20 августа, когда танкер находился в нейтральных водах, к нему причалил катер береговой охраны под предлогом проверки на наличие запрещенных веществ — наркотиков, оружия и прочего. Во время осмотра судна и составления протокола к "Мрие" подошло еще несколько катеров со следователями СБУ и в сопровождении военных суден.

"Осмотр береговой охраны был использован в качестве предлога для проникновения на судно следователя СБУ и прокуратуры", — говорит Ярмольский.

Вооруженный погранотряд "Дозор" и следователи СБУ потребовали от капитана направить танкер в Херсон, объясняя это постановлением суда об аресте. Поскольку на момент захвата судно выполняло контракт на бункеровку и было загружено топливом компании-нерезидента, капитан следовать в порт отказался. После чего команда под угрозой применения оружия была изолирована в каюте, якорная сеть перебита и груженный топливом танкер несколько часов до прибытия буксира свободно дрейфовал.

Затем в течение четырех дней с использованием трех буксиров судно принудительно оттащили сначала в Южный, а затем в Херсон. 

"Буксировка загруженного топливом танкера строго запрещена техникой безопасности, но такие мелочи пограничников и СБУ не остановили. Уже в устье Днепра судно едва не село не мель", — отметил директор ООО "Тефин"Даниил Чалый.

В прокуратуре АР Крым, СБУ и погранслужбе ситуацию не комментируют. Скоро два месяца, как судно обездвижено, в танках 2,5 тысяч тонн нефтепродуктов зарубежной компании, но никому и ничего правоохранители так и не предъявили. Крымская прокуратура была вынуждена открыть новое дело по эпизоду захода в Крым, в рамках которого выписала подозрение российскому капитану, который управлял танкером VILGA на тот момент. К нынешним владельцам и команде вопросов ни у кого нет, но при этом арест сохраняется. Мало того, 7 октября следователь СБУ через суд передал танкер на сохранение в Нацагентство по определению, поиску и управлению активами, полученными коррупционным или другим преступным путем. 

Сколько заплатим за "праздник"?

Осознают ли украинские силовики, какие последствия будет иметь их деятельность? Начнем с малого: во сколько госбюджету обошлась 4-х дневная операция по принудительной буксировке танкера в Херсон, и кто ее санкционировал? Только сама работа морского и двух речных буксиров, по оценкам портовых операторов, обошлась минимум в $50-60 тысяч (1,25-1,5 млн грн). Эта цифра не учитывает затраты на сопровождение военными кораблями, катеров погранслужбы, вооруженного отряда ДОЗОР и прочих "операционных расходов", оценить которые, в отличие от услуг буксиров, невозможно.

Несоизмеримо дороже Украине обойдется влияние херсонского процесса на инвестиционный имидж Украины. Воюющая страна тратит непомерные ресурсы на захват судна под своим же флагом. Нефтепродукты компании-нерезидента, которые как правило находятся в собственности у банка, блокируются без каких-либо внятных причин. В глазах Европы и мира мы остаемся опасным и непонятным государством, где один таможенник, прокурор или СБУ-шник может вершить судьбы больших и малых компаний, которые этих чиновников и содержат, уплачивая налоги в бюджет. Нелогичная и странная история, от которой цивилизованный мир старается держаться в стороне.