В Раде хотят принять новый закон о финансовых услугах и небанковском рынке

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos
Документ является законом для всех финансовых услуг в Украине и определяет единые базовые подходы к регулированию и надзору на всех рынках финуслуг и защиты прав потребителей

В Верховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона №5065"О финансовых услугах и финансовых компаниях".

Как сообщает пресс-служба Нацбанка Украины (НБУ), этот документ является рамочным законом для всех финансовых услуг в Украине и определяет единые базовые подходы к регулированию и надзору на всех рынках финуслуг и защиты прав потребителей.

По информации регулятора, отдельная часть законопроекта содержит нормы по регулированию менее рискового сегмента финансовых учреждений: финансовых компаний и ломбардов.

В НБУ напоминают, что действующий Закон "О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг" был принят еще в 2001 году и с тех пор комплексно не пересматривался.

Новый закон внедряет современные принципы пруденциального надзора и предусматривает надзор за рыночным поведением в зависимости от размера, значимости, сложности бизнес-модели и индивидуального уровня риска финансового учреждения.

Законопроект определяет два типа услуг: финансовые услуги и сопроводительные услуги.

К финансовым услугам отнесены: страхование и перестрахование, предоставление денег в кредит, привлечение денежных средств, подлежащих возврату, финансовый лизинг; факторинг, предоставление гарантий; торговля валютными ценностями; финансовые платежные услуги; услуги на рынках капитала; услуги в сфере накопительного пенсионного обеспечения.

Для предоставления финансовых услуг финансовые учреждения, в частности, ломбарды, кредитные союзы, страховые и финансовые компании должны получить соответствующую лицензию.

К сопутствующим услугам относятся: посреднические услуги (агенты и брокеры), а также вспомогательные (информационные, инкассаторские, бюро кредитных историй). Эти услуги не подлежат лицензированию, но могут подлежать регистрации. Их регулирование будет простым и гибким, по сравнению с финансовыми услугами.

В НБУ привели четыре основные особенности новых подходов к надзору:

Пропорциональность пруденциальных требований — законом устанавливаются требования к минимальному размеру собственного капитала (от 1 до 10 млн грн в зависимости от типа учреждения и услуг). Для компаний, которые предоставляют отдельные виды услуг, устанавливаются пруденциальные требования;

Акцентирование на надзоре за рыночным поведением — при проведении надзора Нацбанк будет делать акцент на порядке предоставления услуг, защите прав потребителей и соблюдении отдельных требований должностными лицами финансовых компаний;

Возможность применения корректирующих мероприятий — НБУ будет иметь возможность применения корректирующих мер, если участник рынка еще не нарушил требования законодательства, однако Национальный банк уже видит определенные риски;

Отсутствие исключительного вида деятельности — предоставление финансовых услуг не будет исключительным видом деятельности. Компании смогут осуществлять иную хозяйственную деятельность (с соответствующими ограничениями) для полноценной реализации своих бизнес-возможностей.

Кроме этого, законопроект принципиально меняет подход к лицензированию. Он позволяет отойти от лицензирования отдельных видов финансовых услуг, взамен проводить комплексное лицензирование вида деятельности финансового учреждения одновременно с включением такого учреждения в соответствующий реестр.

В Нацбанке отмечают, что это упростит процесс доступа на рынок и повысит эффективность регулирования. НБУ при выходе компании на рынок будет комплексно анализировать ее бизнес-модель и достаточность ресурсов для ее реализации.

Сейчас юридическое лицо, которое хочет предоставлять финуслуги, сначала должно быть внесено в госреестр финучреждений, а затем получить соответствующую лицензию на каждый из видов финансовых услуг.

Новый подход предполагает, что юридическое лицо может оказывать финуслуги сразу после получения лицензии на деятельность финансовой компании или на деятельность ломбарда.

Законопроект также комплексно регулирует ключевые принципы лицензирования, которые практикует Национальный банк: прозрачная структура собственности компаний, понятные и законные источники капитала, безупречная деловая репутация и финансовое состояние владельцев компаний, а также качественное корпоративное управление, соизмеримо с рисками, присущими финансовом учреждении.

Напомним, в апреле прошлого года, НБУ обнародовал  Белую книгу "Будущее регулирования рынка кредитования финансовыми компаниями".

В сентябре 2019 года Верховная Рада приняла  закон о "сплите", который разделяет функции Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) между Нацбанком и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).

Ранее  Delo.ua  рассказывало подробнее  о плюсах и минусах таких изменений.

Отметим, что в начале октября в НБУ  был создан  департамент по надзору за небанковским рынком, а в нем — управление надзора за кредитными союзами. 

Источник фото: Depositphotos.