НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,34

42,25

EUR

44,40

44,15

"Вексель" после ликвидации может ничего не оставить кредиторам

Акционеры страховой компании «Вексель» решили ее ликвидировать. Правда, клиентам-кредиторам страховщика, судя по всему, ничего не достанется

из экс-лидеров рынка автострахования — компания «Вексель» — будет ликвидирован. Об этом вчера заявили акционеры страховщика. Ликвидационная комиссия приступила к работе еще 25 января, а практически весь топ-менеджмент был уволен на прошлой неделе.

Напомним, ранее экс-гендиректор «Векселя» Василий Фурман заявлял «ДЕЛУ» (№211 от 15.12.09 г.), что переговоры о продаже компании находятся на завершающей стадии. Как вчера сообщил Василий Фурман, сделка сорвалась. Но по каким причинам, ему неизвестно.

Миф или реальность

По информации источника «ДЕЛА», близкого к руководству страховщика, в том, что «Вексель» действительно удастся продать, в самой компании начали сомневаться еще в начале 2009 года. «Проблемы у компании начались в конце 2008-го, одновременно с Проминвестбанком (страховщиком владела семья бывшего владельца и руководителя ПИБа Владимира Матвиенко. — «ДЕЛО»). Мы предлагали акционерам много вариантов: к примеру, продать «Вексель» в пакете с банком либо взять кредит под активы компании, чтобы покрыть тогда еще небольшие обязательства. Но все предложения отметались», — рассказывает страховщик.

По его мнению, разговоры о вхождении иностранного инвестора в компанию велись лишь для того, чтобы отвлечь внимание контролирующих органов и клиентов от основного занятия — вывода из «Векселя» ликвидных активов. Замглавы Госфинуслуг Сергей Корень утверждает, что инвестор был не мифический, а вполне реальный. «С его стороны нам были предоставлены документальные заверения в намерении инвестировать средства в страховщика. Он даже занимался вопросом получения разрешения у НБУ для инвестирования», — говорит он. Почему в последний момент покупатель отказался от своих намерений, в Гос-финуслуг не знают.

Мало полномочий

Страховщики утверждают, что случаи выведения активов из страховых компаний с дальнейшей их ликвидацией уже имели место на страховом рынке в 2009 году, но доказать, а тем более наказать за такие деяния никого не смогли. По крайней мере об этом не сообщалось. «О проблемах «Векселя» мы громко заявляли еще в июле. При получении таких сигналов регулятор должен был сразу же разобраться и ввести временную администрацию, чтобы не допустить вывода активов», — говорит президент страхового брокера «Дедал» Ибрагим Габидулин.

В Госфинуслуг говорят, что так и не получили достаточных полномочий для превентивных мер по спасению страховщиков. «Это частный бизнес, и без согласия его собственников ввести временную администрацию в компанию мы не можем. Да и временные администраторы не имеют достаточных полномочий. Поддержать финансово учреждения, как это делает НБУ, мы тоже не можем. Поэтому в данном случае вина лежит полностью на акционерах», — утверждает глава Госфинуслуг Виктор Суслов.

Береги честь смолоду

По данным источника «ДЕЛА» в компании «Вексель», на конец 2009 года невыполненных страховщиком обязательств только по двум видам страхования — ОСАГО и КАСКО — уже накопилось на 19-20 млн. грн. При этом все репутационные риски, связанные с обманом тысяч клиентов, ложатся на весь страховой рынок.

В итоге страховщики пытаются собственными силами препятствовать доведению компаний до ликвидации. «Мы планируем внедрить ежемесячную отчетность для компаний-членов Бюро (Моторное (транспортное) страховое бюро, МТСБУ. — «ДЕЛО»), чтобы видеть, какие изменения происходят с активами», — сообщил президент Украинской федерации страхования Александр Завада.

Кроме того, МТСБУ рассматривает возможность помогать с выплатами по полисам ОСАГО даже тем компаниям, которые до дефолта еще не дошли. Делать это можно за счет гарантийных взносов этих страховщиков в фонды Бюро.

По словам Суслова, в ближайшее время участь «Векселя» может постигнуть еще несколько компаний, как крупных, так и небольших. «Поэтому страховщикам нужно активнее защищать репутацию своего рынка, чтобы не лишиться ее надолго», — заключает Сергей Корень.