НБУ курс:

USD

41,40

+0,11

EUR

45,14

+0,17

Наличный курс:

USD

41,58

41,55

EUR

45,25

45,12

Visa и MasterCard могут уйти из России — СМИ

Visa и MasterCard могут уйти из России — СМИ
Новый закон о функционировании международных платежных систем в РФ может оставить россиян с невыездными картами

Новые положения закона "О национальной платежной системе" могут привести к уходу международных платежных систем (МПС) из России. Как сообщает "Коммерсантъ", требования к их дочерним обществам по поводу беспрерывности платежей, то есть фактический запрет на выполнение международных санкций на территории России, невыполнимы для МПС.

В агентстве отмечают, что в результате ухода МПС из России, прием карт российских банков за рубежом станет невозможным, а внутри России — прием карт зарубежных банков. Центробанк и депутаты настаивают на принятии поправок к закону уже в эту сессию.

Сейчас в реестр операторов платежных систем ЦБ включены дочерние компании Visa, MasterCard, China Union Pay и JCB.

23 июля будет рассмотрен во втором чтении законопроект, предусматривающий запрет для российских "дочек" международных платежных систем приостанавливать проведение расчетов по картам банков, находящихся под санкциями. Как пояснил руководитель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, поправки нужны для того, чтобы запретить платежным системам прописывать в своих правилах возможность отключения российских банков от проведения расчетов по картам.

При этом законопроект вводит понятие "иностранная платежная система" (ИПС) таким образом, что МПС, зарегистрированные в ЦБ, под него не попадают. Следовательно, они должны подчиняться правилам для просто "платежных систем".

Проект закона запрещает всем платежным системам вводить "критерии приостановления, прекращения участия в платежной системе по инициативе оператора платежной системы, связанные, соответственно, с приостановлением, прекращением участия в иностранной платежной системе".

В то же время, по информации "Ведомостей", в компании Visa назвали Россию "стратегически важным" для компании рынком. Visa отказалась комментировать "суждения третьих лиц относительно возможных будущих событий, основанных на предположениях и выражающих личную позицию автора мнения".

Вместе с тем, по словам экспертов, привести свои правила в соответствие с требованиями ЦБ у российских Visa, MasterCard и других просто нет возможности. По словам исполнительного директора Национальной платежной ассоциации Марии Михайловой, вызывают вопросы трактовка и практическая реализация требования о запрете исключения банков из платежной системы.

"Во-первых, просто с юридической точки зрения дочерняя организация не может не исполнять правила и требования головной организации. Во-вторых, поводов для исключения банков из иностранной платежной системы может быть много и весьма разных — например, банк грубо нарушает правила платежной системы (не рассчитывается с другими участниками по операциям)", — отметила Михайлова.

В свою очередь, директор процессинговой компании "КартСтандарт" Майя Глотова подчеркнула, что даже если российская платежная система не исключит банк из участников, то это не решает вопрос интеллектуальной собственности МПС.

"Все интеллектуальные права принадлежат головным организациям платежных систем и передаются банку в рамках взаимоотношений с иностранной организацией. Вопрос же интеллектуальных прав никак не урегулирован в законопроекте", — пояснила она.

По мнению эксперта, близко знакомого с работой международных платежных систем, они не станут менять правила, а просто свернут свой бизнес в России. Так как предлагаемые правила для них невыполнимы не потому, что это сложно сделать или неудобно, а потому, что невозможно с юридической точки зрения.

Напомним, чистый отток капитала из России в первые четыре месяца 2019 года увеличился в годовом исчислении почти вдвое — примерно до $35 млрд.

Ранее сообщалось, что в 2018 году чистый отток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из капитала российских компаний составил $6,464 млрд (около €5,735 млрд). Предыдущий раз подобная тенденция фиксировалась в 2015 году. Тем не менее тогда размер негативного сальдо был почти в 14 раз меньше: отток средств составлял $445 млн (около €395 млн).