- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Восточные сказки: что Украина наобещала МВФ за $1 млрд
Международный валютный фонд пошел навстречу Украине и одобрил выделение четвертого транша в рамках расширенной программы финансирования EFF. Вчера, 5 апреля, на счета Национального банка зашел $1 млрд, после чего общая сумма золотовалютных резервов страны достигла $16,7 млрд.
Delo.UA изучило 170 страниц меморандума и свело в единый текст обязательства, под которыми подписались представители верхушки украинской власти в обмен на финансовую поддержку.
Три слона в комнате
Большая часть обязательств, прописанных в тексте меморандума, кочует при пересмотре из одного документа в другой. Суть почти не меняется, меняются только дедлайны выполнения, поскольку Украина в них традиционно не укладывается. К таким пунктам, например, относятся масштабные проекты вроде приватизации госкомпаний, а также пенсионная или земельная реформы.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaПриватизация
Одно из нескольких самых сложных для выполнения украинским правительством обязательств подразумевает приватизацию госкомпаний с прицелом на то, чтобы в собственности государства остались лишь стратегически важные предприятия. Притчей во языцех уже стали попытки продать Одесский припортовый завод (ОПЗ). Последняя такая попытка была в декабре прошлого года, когда на объект претендовало сразу четыре покупателя: инвесторы из Омана, Александр Ярославский, Игорь Коломойский и компания IBE Trade — американцы украинского происхождения. Как пояснил глава ФГИ Игорь Билоус в интервью "Лиге", в последний момент все, кроме американской компании отказались, а согласно правилам торги могут состояться при наличии минимум 2 участников. Так провалилась последняя попытка продажи ОПЗ.
В новой версии меморандума Украина вновь обязалась продать его, теперь уже в первом полугодии 2017 года. Кроме того, как и раньше, мы обещаем продать пакеты акций облэнерго, "Укрспирта" и "Турбатома", только срок сдвинулся до конца сентября этого года.
Вдобавок, до конца августа должен быть проведен триаж (отбор) госпредприятий, который позволит определить ряд крупных объектов для продажи, ускорить ликвидацию нежизнеспособных госкомпаний и продажу маленьких живых госпредприятий через платформу Prozorro.
По прозрачной процедуре нужно назначить независимые набсоветы в крупные госкомпании, которые останутся в госсобственности (впервые 15 таких компаний Минфин обязался назначить набсовет еще до конца июня 2017 года и провести аудит), а также принять правки в закон о приватизации для повышения прозрачности процесса. Раньше закончить такой отбор нужно было до конца октября 2016.
После триажа часть предприятий, в которых активы не стоят ничего или стоят меньше, чем долги, будет ликвидирована. Для этого разрабатывается отдельный закон, принять который парламент должен до конца июня.
До конца апреля Минфин должен закончить анализ фискальных рисков, которые несет в себе сектор госкомпаний и включить его в список документов госбюджета на 2018 год, а также опубликовать на сайте.
К слову, пакеты акций предприятий, которые планируется продать в этом году, согласно взятым обязательствам, уже должны быть перенаправлены в ФГИ. Дедлайн для этой операции в меморандуме указан конец марта. В самом документе Минфин отмечает, что доли "Центрэнерго" и "Турбоатома" уже находятся в ФГИ, а вот акции региональных энергетических компаний и облэнерго попадут туда к концу апреля.
Пенсионная реформа
В меморандуме Фонд подчеркивает срочность пенсионной реформы для Украины и отмечает, что власти при поддержке Всемирного банка уже подготовили ее проект. Он должен быть одобрен парламентом до конца апреля и заработать с 1 января 2018 года. Проект включает в себя повышение пенсионного возраста (или, как уточняется дальше по документу, "расширенную шкалу возраста выхода на пенсию, который будет привязан к трудовому стажу"), запуск до конца декабря базы данных получателей соцвыплат, в том числе пенсий (новый структурный маяк). Более того, новая программа предполагает некие пенсионные "плюшки", которые должны стимулировать население дольше работать и позже выходить на пенсию. В МВФ считают, что новая программа сэкономит Украине 3% ВВП в долгосрочной перспективе, а украинцам даст пенсии, адекватные их взносу.
Такую систему будут использовать для всех профессий, кроме тех, которые считаются опасными. Для работников таких профессий предусмотрены специальные отчисления работодателя в фонд соцстраха, которые будут аккумулироваться на персональном счету и использоваться как промежуточное финансирование между ранним выходом на пенсию и описанной выше общей новой пенсионной системой.
Земельная реформа
Согласно документу принятие закона о свободном рынке земли теперь должно произойти не позже конца мая этого года (предыдущий дедлайн — конец сентября 2016). Вопрос продажи земли годами вызывает баталии в Верховной Раде и становится хорошим поприщем для выступлений популистов, торпедирующих мысль о том, что "неграмотные украинцы продадут землю за бутылку водки иностранным корпорациям".
Каждый раз парламент проваливает голосование за отмену моратория на продажу, тем не менее, в новых договоренностях с МВФ правительство взяло на себя обязательство запустить рынок земли с 2018 года.
Отметим, что в марте замминистр агрополитики Ольга Трофимцева анонсировала запуск пилотного проекта по рынку земли на базе того земельного банка, который есть в госсобственности, а это около 40 млн га. В министерстве хотят посмотреть на то, как это будет работать, учитывая возможные ограничения особенно по кругу потенциальных покупателей — к покупке планируют допускать только украинцев.
В Минагро отмечают, что для запуска реформы еще нужно доработать земельный кадастр и создать механизм формирования цены на землю.
Финансовый сектор
Рекомендации и обязательства, которые касаются финсектора, посвящены преимущественно банковскому рынку.
Фонд призвал в дальнейшем ужесточить надзор, чтобы избежать будущих рисков концентрации, а госбанки должны работать на рыночных началах и готовиться к приватизации. МВФ считает, что нужно лучше работать над возвратом активов неплатежеспособных банков.
Отдельное внимание уделяется вопросу ПриватБанка. До конца апреля независимая управляющая компания должна будет оценить стоимость имеющегося кредитного портфеля. В среднесрочной перспективе банк должен быть продан. Кроме того, до этой же даты должен быть выбран независимый международный оценщик с хорошей репутацией, который в последующие два года будет проводить пересмотр кредитного портфеля с целью мониторинга восстановления стоимости активов. До середины мая набсовет должен принять решение о стратегии реструктуризации долгов до конца июня. А до конца мая нужно принять решения по финальным шагам в реструктуризации банка, в том числе по докапиализации. До середины сентября должен быть завершен форензик аудит ПриватБанка.
До конца сентября МВФ ожидает от НБУ проведения стресс-тестирования оставшихся 59 банков, а до конца марта 2017 года уже должен быть принят закон об управлении в госбанках, чего, кстати, пока не произошло.
Кроме того, ожидается принятие еще целого ряда законопроектов. Например, по созданию кредитного реестра, по улучшению возможностей Фонда гарантирования вкладов продавать активы, реструктуризации долгов корпоративного сектора (структурный маяк с дедлайном на конец сентября).
Банки первой и второй группы, которые показывают отрицательный финрезультат в 2017 году, должны до конца апреля подать планы реструктуризации, в которых будут указаны меры на ближайшие 36 месяцев по изменению такого тренда. Банки из третьей категории должны будут подать соответствующий план до конца мая.
К середине июля все банки должны выйти на минимальный размер капитала в 200 млн грн. Банки, которые этого не сделают, будут выведены с рынка.
До конца сентября НБУ должен подготовить нормативный акт по минимальным требованиям по организации и функционированию эффективного риск-менеджмента в банках. До конца апреля 2018 года нужно закончить проверку правления и квалификации старших менеджеров 10 крупнейших банков, после чего дать 90 дней на корректировку проблемных моментов, если это будет необходимо. До конца июля 2018 года такую же процедуру пройдут следующие 10 банков. Оставшиеся финучреждения пройдут проверку до конца апреля 2019 года.
Фонд гарантирования вкладов
До конца марта в парламент должны были подать закон, который усилил бы возможности Фонда гарантирования вкладов по работе с активами и помог бы увеличить сумму возвращенных средств от продажи активов, а также защитить работников ФГВФЛ.
К концу июня должна быть запущена международная площадка для продажи проблемных активов на сумму минимум 10 млрд грн. До конца сентября Фонд также подготовит обзор проданных активов за последние два года. Кроме того, Фонд и МВФ со Всемирным банком согласуют условия, на которых будут проводиться проверки того, с какой частотой и в каком объеме идут продажи.
Кроме того, Меморандум предусматривает выпуск государством в 2017 году облигаций на сумму до 98 млрд грн, или 3,6% ВВП для докапитализации банков и Фонда гарантирования вкладов.
2017 год должен стать последним, когда на докапитализацию пойдут бюджетные средства.
В добавок
Есть в части Меморандума о финсекторе несколько абзацев и не о банках. Например, прописаны обязательства Украины принять новый закон об аудите до конца июля 2017 года, разделить полномочия Нацкомфинуслуг между НБУ и Комиссией по ценным бумагам до конца этого года. Кроме того, НКЦБФР при помощи иностранных доноров должна за 18 месяцев провести реорганизацию регулятора, а парламент - до конца апреля принять необходимые законы, которые позволят Комиссии присоединиться к IOSCO.
Борьба с коррупцией
Как и любые отчеты по Украине, Меморандум подчеркивает важность борьбы с коррупцией, и в этой связи Украина также взяла на себя ряд обязательств (часть из которых традиционно перекочевала из предыдущих версий документа).
Так, к середине июня в Украине должен появиться Антикоррупционный суд , а к концу марта 2018 года он должен стать полностью функциональным. Кроме того, полномочия НАБУ должны быть усилены и расширены, в том числе в части прослушки (теперь этот пункт мы должны выполнить до конца мая), а также по защите его исключительной юрисдикции в отношении случаев коррупции на высоком уровне.
НАПК также усилит работу с иностранными партнерами в ключевых финансовых центрах, и проинформирует, что в случае отсутствия у публичного лица (например депутата) в декларации имущества, которое принадлежит ему за рубежом, это будет расцениваться как нарушение украинского законодательства и участие в отмывании средств.
К концу апреля президент, ВР и Кабмин предложат своих представителей в комиссию по внешнему контролю НАБУ. К концу июня комиссия одобрит условия годового внешнего аудита бюро, который должен быть завершен до конца октября.
Энергетика
В меморандуме отмечается, что цены на энергоносители должны оставаться на рыночном уровне во избежание квазифискального дефицита. Высокие тарифы были частично компенсированы субсидиями, которые теперь получает половина украинских домохозяйств. Однако, как отмечается в документе, необходимо лучше управлять их предоставлением, чтобы они попадали именно к тем семьям, которым нужна поддержка. Следующим необходимым шагом в энергетике МВФ называет допуск частных торговцев газом на рынок для конкуренции с "Нафтогазом" по поставке, соответствующая программа должна заработать до конца сентября.
Украинская сторона в ответ на рекомендации обязалась монетизировать субсидии на коммуналку до следующего отопительного сезона, то есть до конца августа .
Монетизация коснется только компаний-поставщиков жилищно-коммунальных услуг, хотя правительство обязуется работать над монетизацией субсидий не только для компаний, но и для потребителей — с целью повышения энергоэффективности.
К концу июля необходимо улучшить адресность выплаты субсидий, внести корректировку в социальную норму для внепиковых периодов отопления и применить тариф распределения на основе мощности для газа и тепла, который перенесет некоторые из затрат на лето, начиная с 1 августа 2017 года, тем самым снизив расходы на ЖКХ до 47 млрд грн в 2017 году.
К концу сентября также планируется принять распоряжение Кабмина, по которому тарифы на транспортировку и распределение газа будут отделены от его цены как сырья. К 1 мая будет отменена схема, позволяющая домохозяйствам, не получающим субсидии, получать отсрочку в оплате на 12 месяцев.
Дерегуляция и налоги
Дерегуляция
Еще один вопрос, требующий решения, касается дальнейшей дерегуляции бизнес-среды и реформы налогообложения.
МВФ отмечает, что ждет от КМУ предложений по дерегуляции в секторах энергетики, инфраструктуры, строительства и сельского хозяйства до конца апреля.
КМУ должен был принять все оставшиеся условия лицензирования к концу марта 2017 года. Минфин обязался предпринять необходимые шаги для обеспечения функционирования Единого государственного реестра юридических и физических лиц до конца июня 2017 года.
Налоги
Одно из основных обещаний в этом секторе касается объединения налоговой и таможни в одно юрлицо до конца марта 2017 года. Это еще один структурный маяк, который перекочевал из предыдущих документов и который мы уже успели просрочить.
Другие приоритеты включают в себя усиление надзора со стороны Минфина над ГФС, включая его IT-системы, расформирование налоговой полиции и создание новой финансовой полиции (структурный маяк на конец апреля 2017 года).
Налоговая реформа должна быть направлена на улучшение администрирования налогов, но не должны урезаться ставки или введения каких-либо льгот.
МВФ хочет, чтобы эффективная ставка по упрощенному режиму для малых налогоплательщиков была значительно увеличена, а критерии регистрации на упрощенной системе — ужесточены. Правительство обязалось выполнить эту рекомендацию к 2018 году. В это же время Украина обязалась легализовать азартные игры и добычу янтаря.
Кроме того, должна быть доработана система подачи электронных деклараций, чтобы до конца 2017 года больше 70% налогоплательщиков подавали их в электронном виде.