НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,77

43,52

Второго шанса не будет: банки с временной администрацией ожидает ликвидация

Временная администрация Фонда гарантирования вкладов физлиц является приговором для банка. Всем финучреждениям, которые были признаны неплатежеспособными в этом году, выжить не удастся, считают эксперты
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

На прошлой неделе НБУ объявил неплатежеспособным банк "Украинский финансовый мир", принадлежащий Павлу Климцу, депутату-"регионалу" 5-6 созыва Верховной Рады и владельцу финансово-промышленной группы "Олимп" (водочный бренд "Олимп").

Данное финучреждение стало уже 15-м с введенной временной администрацией с начала года. До этого неплатежеспособными были признаны "Еврогазбанк", "Финростбанк", "Старокиевский банк", "АвтоКразБанк", "Захидинкомбанк", "Пивденкомбанк", "Промэкономбанк", "Интербанк", "Форум", "Меркурий", "Брокбизнесбанк", "Реал Банк", "Даниэль" и банк "Золотые Ворота".

Все они так или иначе были связаны с бизнесом представителей прежней власти, и за исключением банка "Форум", не были для рынка системными и не выполняли рыночных функций.

Согласно процедуре, после введения временной администрации Фонд гарантирования вкладов физлиц ищет потенциальных инвесторов, которые могут оживить банки. Однако, как показывает практика, данные поиски ничем не заканчиваются, а НБУ инициирует процесс ликвидации.

Ни на один из проблемных банков пока не удалось найти подходящего инвестора. Причин для этого несколько. Во-первых, это негативный инвестиционный климат в стране, который и до войны был низким. "Инвестиционный климат даже не нулевой, а отрицательный", — сетует глава набсовета банка "Национальный Кредит" Андрей Онистрат. Все сейчас выходят в кэш и ждут лучших времен, поясняет он. Во-вторых, уровень проблемных кредитов в таких банках 50% и выше. С этим что-то нужно делать, однако эффективно работать с проблемными активами в Украине умеют лишь несколько банковских групп.

Как правило, если и существуют потенциально заинтересованные игроки на банковском рынке, то они хотят лишь выкупить часть портфеля неплатежеспособного финучреждения. "Это называется покупка клиентов, активов, вкладчиков, а в остальном в спасении утопающих сейчас никто не заинтересован", — считает Андрей Онистрат.

Есть случаи, когда НБУ отказывается от продажи банка в прежние руки. Так было с банком "Форум". В Нацбанке не были уверены, что "Смарт-Холдинг" сможет со второй попытки оживить банк, и отказали Новинскому. Во многих случаях прежние собственники или некоторые заинтересованные вкладчики оспаривают решение о ликвидации банка, хотя НБУ это не останавливает.

Причина этого в том, что данные финучреждения больше занимались схемами, нежели привычным рыночным бизнесом.

"Не имея хорошего валютного баланса и возможности вкладывать в технологии, невозможно предоставить качественный сервис или предложить какие-то новые услуги. Соответственно, невозможно зарабатывать традиционным способом, — рассказывает председатель правления банка ПУМБ Сергей Черненко. — В таких обстоятельствах возникает вопрос о нетрадиционных способах заработка. Это все перегружает нашу банковскую систему". Сейчас это приводит в первую очередь к тому, что уходят мелкие банки, которые не делали ни тренда, ни погоды, но создавали определенные риски, резюмирует банкир.

Кроме того, ряд подобных банков были созданы как "прачечные" для их собственника. Борьба с конвертационными центрами — один из приоритетов налоговых органов, а отсутствие старой "крыши" оголяет в первую очередь схемный бизнес прежней власти.

"Многие мелкие банки выполняли роль конверт-центров и не занимались классической банковской деятельностью. Так как сейчас "основной вид бизнеса" для многих из них стал недоступен, такого рода финучреждения лишились привычного для них огромного заработка и сейчас не могут выполнять свои обязательства", — поясняет Павел Ружицкий, глава Ассоциации факторинговых компаний Украины "УкрФактор".

Это все приводит к печальному исходу не только для финучреждения, но и для его руководства. Так, к примеру, двое топ-менеджеров подконтрольного "регионалу" Добкину банку "Золотые Ворота"объявлены в розыск. Также в розыске находятся еще более 10 банкиров проблемных фининститутов, среди которых и некогда признанный лучшим банкиром Украины Борис Тимонькин. Но если в ситуации с последним известно, на каком лазурном берегу он скрывается, то Улановский и Комарков из "Золотых Ворот" исчезли после встречи с владельцем банка, а далеко не факт, что их найдут на морях.

По оценкам Андрея Онистрата, до 10% участников банковского рынка занимались конвертационными операциями. Остальные мелкие банки либо собирали деньги и обслуживали свою финансово-промышленную группу, либо являлись суррогатами более крупных банков. И в том и в другом случае рабочих портфелей у них не было.

Совершенно понятно, почему Нацбанк не заинтересован в спасении подобных учреждений. Спасать попросту нечего. Это, конечно, создает дополнительную нагрузку на Фонд гарантирования вкладов физлиц, однако даже суммарные выплаты по мелким банкам не превышают расходов фонда на компенсацию вкладов по Брокбизнесбанку и банку "Форум". Так, выплаты из фонда за полгода 2014-го уже получили почти 50 тыс. человек, а их общий объем составил 3,2 млрд гривень. При этом активы Фонда с начала года увеличились более чем на 700 млн грн — до 8,07 млрд грн. Это стало возможным благодаря поддержке НБУ и правительства. В июле Кабмин принял постановление, позволяющее предоставлять безвозмездную финансовую помощь Фонду гарантирования вкладов физлиц при неплатежеспособности или при выведении с рынка банков с долей обязательств перед вкладчиками и кредиторами более 2% в банковской системе. А до этого, в июне, НБУ принял решение о предоставлении Фонду гарантирования вкладов физических лиц кредита на сумму 4,2 млрд грн.

Большинство этих мер принято с прицелом на будущее — по оценкам экспертов, до конца года с рынка могут вывести еще более 20 банков, а исходя из инициативы Кабмина, среди них могут оказаться и крупные финучреждения. По крайней мере, к такому варианту развития событий в НБУ готовятся.

"До конца августа мы попрощаемся еще с 4-5 финучреждениями, а к концу года рынок покинут 15-20 банков", — уверяет Павел Ружицкий.

Ранее озвучивалось, что у главы Нацбанка есть список более чем из 40 банков, в которые может быть введена временная администрация, однако Валерия Гонтарева опровергла факт существования подобных документов. Но такой список однозначно был у бывшего руководителя Нацбанка — Степана Кубива, о чем он публично заявлял в прессе.

"В нашей стране количество банков на душу населения превышает нормальный уровень. С точки зрения концентрации банковских активов основу банковской системы формируют 20-30 банков. Все остальные — это или фиктивные банки, или банки, которые использовались в финансовых схемах", — констатирует Сергей Черненко. Банковский бизнес — это тот бизнес, в котором масштаб имеет значение. При количестве клиентов — частных лиц от одного до трех миллионов появляется возможность применять более сложные инструменты и в управлении, и в своих продуктах, поясняет банкир.

В то же время не все готовы смириться с потерей своего пускай не сильно хорошего детища, но на которое были потрачены время и деньги. Так, желая остаться при делах, многие собственники пытаются убедить НБУ не признавать банк неплатежеспособным, а ввести в него куратора. Это позволяет акционерам юридически сохранять контроль над финансово-кредитным учреждением. Однако в таком случае руководство банка не может принимать никаких решений без позволения куратора.

"Введение временной администрации — это не прихоть, а возможность остановить вывод капитала из банка. Если это возможно сделать с помощью куратора, то почему бы и нет. Почему бы не дать возможность менеджменту спасти финучреждение самостоятельно?" — говорит зампред одного из крупных банков.

По такому пути пошли и в Терра Банке (связан с "регионалом" Максимом Луцким), в который еще две недели назад собирались ввести временную администрацию. Однако в результате того, что принимать дела было не у кого (все руководство банка или уволилось, или ушло в отпуск/на больничный), временная администрация не зашла в банк, а вместо нее был прислан куратор из НБУ.

"Временный куратор дает владельцу и менеджменту банка не больше месяца, чтобы улучшить положение. Если это сделать не удастся, вводится администрация", — рассказывает один из крупных банкиров.

"Кураторы получают банки с серьезными проблемами и серьезными покровителями. Это такой себе вид договорняка между НБУ и владельцем банка, однако, не припомню ни одного случая, когда после такого все же удавалось избежать временной администрации", — констатирует Андрей Онистрат.

А это при нынешней ситуации в стране и отсутствии инвесторов практически 99%-ная вероятность дальнейшей ликвидации финучреждения.