- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
Выборы в Италии: риски для Украины и еврозоны
В воскресенье, 4 марта, вся Европа обратит свое внимание на парламентские выборы в Италии. И дело не только в том, что наибольшие шансы победить имеют популисты левого и правого толка, но и из-за напряженного состояния итальянской экономики. Третья экономика ЕС (после Brexit) уже десятилетие не выходит из кризисного состояния.
Безработица, наихудшее соотношение госдолга к ВВП в еврозоне после Греции и дефициты бюджетов всех уровней — неполный перечень причин тревоги Брюсселя и международных финансовых институций. Всемирный банк предупреждает, что Италия имеет все шансы стать следующей кризисной точкой в ЕС, а Financial Times отмечает, что итальянская экономика остается главным фактором риска выздоравливающей европейской экономики.
Но и это еще не все. Среди лидеров процесса — коалиция правых сил под руководством Сильвио Берлускони, а также популистская партия "Движение пяти звезд". А значит после передышки в 2017-м Европа опять возвращается в зону риска очередной победы популистов.
Фавориты гонки
Экономические проблемы, дополненные кризисом беженцев (а африканско-итальянский маршрут до сих пор остается проблемным, в отличие от балканского) уменьшили веру в Евросоюз и увеличили спрос на простые решения. А протестному электорату есть из кого выбирать.
Наибольшую поддержку в 28% от избирателей, согласно последним опросам, имеет молодая партия "Движение пяти звезд". Партия позиционирует себя как несистемная, а ее программные обещания колеблются от леворадикальной до праворадикальной (в миграционном вопросе) риторики. Несмотря на свое реноме популистской интернет партии, рейтинги "Пяти звезд" остаются стабильно высокими уже несколько лет. А на местном уровне партия показывает неплохое представительство, придя к власти в южных регионах страны и в Риме. Обещания партии колеблются от повышения социальных выплат до более прогрессивной коммунальной и экологической политики. При этом, выступая против режима экономии, партия не особо четко артикулирует, откуда собирается брать деньги на свои масштабные социальные программы.
Остается среди лидеров и действующая партия власти. Демократическая партия, возглавляемая экс-премьером Маттео Ренци, имеет около 24% народной поддержки. При этом сама по себе партия не монолитна, а скорее представляет союз левоцентристских сил и имеет несколько групп интересов. Несмотря на неплохой рейтинг, демократы очевидные аутсайдеры гонки, во многом из-за поддержки непопулярных антикризисных мер. Проблемными для партии оказались и проевропейская риторика (на фоне растущего недовольства Брюсселем), а также пассивная реакция на миграционный кризис. Но наиболее губительным для партии стал референдум, инициированный Ренци летом прошлого года. Референдум официально проводился относительно смены распределения власти в стране, для преодоления регионального сопротивления центральным реформам. Однако реально и для Ренци, и для его оппонентов референдум был скорее как выражение поддержки правительству. И Демократическая партия этот референдум проиграла.
Возвращение Берлускони
Вместе с невероятными результатами "Движения пяти звезд" высокие шансы имеет также и далеко не новая сила "Вперед, Италия" во главе с Сильвио Берлускони. Последний пережил стремительное падение от длительного премьерства в стиле "рок-звезды" до серии скандалов с коррупцией, покровительством проституции и уклонения от налогов. Кроме самого наказания Берлускони было запрещено занимать политические должности до 2019-го года, что не мешает ему и ныне возглавлять список своей партии.
Сама партия имеет около 19% поддержки, занимая третье место в списке самых популярных партий на этих выборах, но у нее есть целых три козыря в рукаве. Во-первых, на руку Берлускони играет возможность блокирования на выборах. Партия создала широкий правый блок, включительно с "Лигой Севера" и "Братьями Италии". И вот уже блок этих партий по прогнозам социологов набирает около 38% голосов, что вполне вероятно ведет условную коалицию к победе.
Во-вторых, Берлускони до сих пор сохраняет огромное влияние на итальянские медиа, а значит последние предвыборные дни вполне могут принести ему еще несколько процентов сомневающихся. И, наконец, третьим важным фактором успеха является нынешняя избирательная система.
Учитывая хорошее представительство правого блока партий в разных регионах (а на последних крупных региональных выборах блок взял около 80% разыгрываемых мест), а также отсутствие второго тура (что помогло бы консолидированному голосованию против особенно противоречивых кандидатов партии) у Берлускони неплохие шансы.
Однако, обозреватели отмечают, что "правой коалиции" может не хватить мест для формирования правительства. А потому уже сейчас одной из главных интриг выборов станет вопрос — что именно станет предметом торга между партиями. И именно этот вопрос уже сейчас должен волновать не только Брюссель, но и Киев.
Проблема Европы
Италия уже не первый год переживает серьезный экономический кризис, а рост экономики в 2017-м на 1,5% не произвел особенного впечатления на население. Уровень безработицы в Италии колеблется в пределах 11%, что до сих пор лучше ухудшающейся ситуации в Испании, однако не так хорошо в сравнении с другими европейскими крупными экономиками. Что еще важнее — структура этой безработицы. Около 30% молодежи безработные, что обусловливает их огромный скептицизм к европейскому проекту (половина из них хотела бы выйти из ЕС). Важна также структура рабочих мест, больше половины новых рабочих мест с 2014 года — это временная работа. Социальная защита покрывает все меньше работников, а в стране уже фактически функционирует двойной трудовой рынок (где хорошие рабочие места с социальной защитой можно получить за взятку).
Иностранных партнеров Италии больше всего пугает государственный долг, составляющий 130% от ВВП страны. При этом в стране остается один из самых высоких подоходных налогов по всему Евросоюзу. К этому можно добавить неэффективные муниципальные власти (с большими проблемами коммунальных услуг), коррупцию и растущее региональное неравенство. Причем последние злит как более бедные регионы по причине недофинансирования, так и богатый север, где до сих пор сильны сепаратистские настроения.
Этого всего уже достаточно для сильнейшего недовольство населения, но масла в огонь добавляют сравнения с другими странами. Один из европейских лидеров постепенно теряет свои позиции — и уже в этом году ранее отстающая Испания догнала итальянцев за ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. Стремительно сокращают свое отставание от Италии Чехия, Словакия и Литва. И это не остается незамеченным в стране.
Но хуже всего, что новое правительство вряд ли сможет сильно исправить ситуацию.
Программа "Движения пяти звезд" уже пугает обозревателей на Politico и The Financial Times, поскольку ведет скорее к откату в период пятилетней давности. Правая коалиция менее категорична в своих соображениях об экономических изменениях, однако она во многом будет зависеть от того, что удастся выторговать у Евросоюза. А последний, наученный горьким опытом Греции вряд ли захочет сильно рисковать.
Тем не менее, во время Мюнхенской конференции глава МВФ Кристин Лагард высказывала надежду, что после выборов турбулентность Италии так или иначе уменьшится. Победителям придется искать варианты решения экономических проблем, что бы они не обещали раньше. А иначе страну могут ждать перевыборы, что в истории Италии не редкость.
Чего ждать Украине
Если экономическая тематика остается ключевой для Евросоюза, то Украину должна волновать скорее внешняя политика. Во-первых, евроскептицизм сам по себе дает очередную линию раскола в Евросоюзе, а это может пошатнуть союз в сложных вопросах. Критика Украины со стороны президента Чехии, властей Греции, Кипра и Венгрии может значительно усилиться, если в их лагере появится настоящий тяжеловес.
Во-вторых, среди главных фаворитов итальянской гонки нет друзей Украины. А вот друзья России есть.
Но, даже несмотря на такой тревожный для Украины посыл, правая коалиция выглядит гораздо опаснее.
Сам Берлускони является личным другом Владимира Путина, о чем неоднократно заявляли оба лидера. Но Берлускони выступает не только за снятие санкций с России. Члены его партии и он сам лично в 2015 году посетили оккупированный Крым и даже встречались с Путиным. После этого члены его партии, а также "Лиги севера" (присутствующей в "правом блоке") неоднократно ездили на мероприятия в Крыму. "Лига севера" имеет даже соглашение о сотрудничестве с "Единой Россией", не говоря уже о их позиции по Крыму и Донбассу.
В любом случае, победа блока Берлускони станет вызовом для единой европейской политики по отношению к России. В ее эпицентре могут оказаться энергетическая политика, санкции, сотрудничество с Россией в Сирии и много других проблемных вопросов.
Но кроме того, победа Берлускони или же "Движения пяти звезд" затронет еще одну важную тему — лидерства в Евросоюзе. После возврата в "ядро" европейской политики во Франции еврочиновники заговорили о более инклюзивной системе ЕС. Однако Brexit, постепенный дрейф центральной Европы, а теперь и самоизоляция Италии может стать предвестником нового политического кризиса. И в Париже, и Берлине надеются на то, что это кризис еще можно предотвратить.