НБУ курс:

USD

41,38

+0,05

EUR

44,61

--0,09

Наличный курс:

USD

41,51

41,45

EUR

45,15

45,00

За министрами проследит Служба расследований

Интервью.
Заместитель генерального прокурора Сергей Винокуров убежден, что Юрий Кравченко покончил жизнь самоубийством.

Расследование каких преступлений собирается передать ГПУ следствию МВД?

– Прокуратура ничего не собирается передавать, поскольку не уполномочена. Такие решения принимает Верховная Рада Украины. Мы только инициируем. Существует необходимость реформирования системы досудебного следствия. Об этом прямо записано в Конституции Украины 1996 года, и это не подлежит сомнению. В ее рамках Генеральная прокуратура год назад направила в Кабмин, Секретариат президента и СНБО проект закона «О Государственной службе расследований», на которую должен быть возложен ряд  функций, связанных с предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений, совершенных должностными и служебными лицами. Учитывая, что создание такого органа связано с решениями целого ряда вопросов и длительными сроками, мы считаем, на первом этапе целесообразным осуществить ряд законодательных и организационных мер. Они не требуют ни дополнительных средств, ни особых затрат времени. В этом году подготовлен законопроект «О внесении изменений в статью 112 Уголовно-процессуального кодекса Украины» относительно передачи расследования ряда преступлений органам внутренних дел.

Каких именно?

– 15 видов преступлений. Проект предусматривает передачу расследования всех преступлений против жизни, здоровья, а также свободы, чести, достоинства и неприкосновенности, которыми сегодня занимаются органы прокуратуры. Сосредоточение полномочий по расследованию этих преступлений в органе, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность по делам указанной категории, сделают работу в этом направлении более эффективной. Новый порядок расследования умышленных убийств, изнасилований и других преступлений против личности предлагается внедрить уже с 1 января 2007 года.

И тут нет никаких проблем. Органы прокуратуры ежегодно расследуют порядка 20 тыс. уголовных дел, а милиция — почти 200 тыс. В случае принятия законопроекта им перейдет от нас примерно до пяти тысяч уголовных дел. Это около 2% от объема работы МВД. По методике и тактике расследования эти дела подходят для следствия МВД. Мы подсчитали, что этот закон можно принять в течение двух-трех месяцев, и с января начать его внедрение.

В МВД и в парламенте есть предварительное одобрение этого законопроекта?

– Да. Они не возражали. Правда, Юрий Витальевич (Луценко. — «ДЕЛО») говорил, что он готов принять все дела прокуратуры. Но мы же надзираем за милицией, и знаем, в каком состоянии находится ее следствие. Там проблем много. Дай Бог, чтобы они справились с тем, что у них сейчас есть. Ребята, закончите то, что у вас есть. А потом возьмите то, что вы хотите взять дополнительно.

МВД и СБУ выступали за сохранение за собой определенной части досудебного следствия.

– Пожалуйста. Мы полагаем, что Госслужба расследований должна заниматься серьезными преступлениями чиновников высокого ранга — первой-третьей категории. Для того чтобы решить, как распределить виды преступлений между ведомствами, нужно примерно пять-шесть часов, чтобы заместители и руководители МВД, СБУ и прокуратуры собрались и профессионально разделили полномочия.

В 1996 году была принята Конституция, в которой было записано, что в прокуратуре не должно быть самого следствия. Я проработал много лет следователем и убежден, что это правильно. Наша концепция заключается в том, что следствие должно остаться многообразным, секторальным. СБУ будут вести свои направления (шпионаж, угроза нацбезопасности и т. д.), милиция — свои. То, что ведет прокуратура, можно передать частично налоговикам, частично милиции. В свою очередь, для преступлений, связанных с коррупцией в высших эшелонах власти, необходимо создать отдельный орган — Государственную службу расследований Украины.

Кто войдет в эту структуру?

– По нашему проекту, Государственная служба расследований создается на базе следственных подразделений прокуратуры. У нас есть главное управление по расследованию особо тяжких, особо опасных преступлений. Оно существует десятилетия.

Оно отделяется от прокуратуры и становится частью ГСР?

– Да, оно выделяется и уходит в Службу расследований. Управление уже есть и работает. Ведь в органах прокуратуры во всей Украине работает 1600 следователей, и это элита следствия. И на базе этих людей можно создать Государственную службу расследований. Естественно, пригласить в нее также профессионалов из Службы безопасности и МВД.

Кстати, мы даже уже построили отдельное здание на Подоле, и там работают все следователи Генеральной прокуратуры. Если принять такой закон, то все готово для начала работы, не надо ничего выдумывать. Вот, пожалуйста, транспорт и техника, никаких расходов даже нет. Вот вам центральный аппарат. По предварительным оценкам, сотрудники Государственной службы расследований будут вести порядка двух десятков видов преступлений. В год будут расследоваться приблизительно несколько сотен, а может тысяч уголовных дел.

Кому должна подчиняться Государственная служба расследований?

– Это отдельный государственный орган. В нашем законопроекте главу службы назначает президент по представлению премьер-министра. Но это не принципиальный момент, тут могут быть любые варианты — назначение президентом, премьер-министром или парламентом. Кто и кому подчиняется — технические вопросы. Главное то, что по нашему предложению это должен быть профессионал, который знает работу следователя на практике, а не в теории. Не может службу расследований возглавлять так называемая «политическая фигура», поскольку, чтобы стать следователем, нужно не менее 10 лет им проработать.

Какие виды, категории преступлений должна расследовать Государственная служба расследований?

– Мы считаем, что эта служба должна заниматься наиболее важными делами о преступлениях должностных лиц высокого уровня, которые нанесли значительный ущерб, связанный с коррупцией, взяточничеством и близко лежащими к нему преступлениями.

При общем согласии других ведомств и поддержке Верховной Рады, когда сможет начать работу Госслужба расследований?

– К примеру, если в октябре парламент примет решение, я думаю, что с апреля-июля. Но если, как говорится, надо, то и с 1 января. Проблем серьезных здесь не вижу.

Какой предполагается штат этой Службы?

– Мы считаем, что следователей по всей Украине в этой службе должно быть порядка 1000 человек. При этом в центральном аппарате будет находиться приблизительно 60 следователей.

Вы говорите, что Госслужба расследований должна создаваться на базе прокуратуры, поскольку у нее есть высокий кадровый потенциал. При этом в последнее время ГПУ часто обвиняют в громких нераскрытых делах.

– Я не хочу оправдываться, поскольку оправдание — признание чего-либо. На самом деле, все это из-за отсутствия объективной информации. Прокуратура ежегодно заканчивает тысячи уголовных дел. Десятки тяжелейших преступлений. И показатели следствия у прокуратуры Украины — одни из лучших в мире. Половина совершаемых преступлений, которые за рубежом отправляют в суды, «лопаются», и людей оправдывают. А брак в работе прокуратуры Украины — это десятая доля процента. Есть определенные уголовные дела, которые остаются нераскрытыми. Но в то же время есть убийство президента США Джона Кеннеди, совершенное 40 лет тому назад. Известно, кто его убил? Одни говорят, что Ли Харви Освальд. Это исполнитель и он не осужден. А кто организатор, заказчик этого убийства? А кто убил Улофа Пальме?

Если говорить об убийстве Георгия Гонгадзе, то за это время найдены люди, которые непосредственно совершили это преступление. Вот, пожалуйста, есть уголовное дело, и оно в суде рассматривается. Есть уголовное дело на человека, который организовал это преступление. Он известен, его разыскивают. Устанавливаются и заказчики.

Я глубоко убежден, что следствие в прокуратуре работает хорошо. Да у нас есть проблемы — ушли со службы асы — хорошие и толковые следователи из-за плохих условий работы и из-за морального террора в начале 90-х. Сейчас ситуация изменяется, но быстро ее исправить практически нереально. Я курирую кадровую службу, поэтому знаю, что у нас в следственном аппарате более 30% — молодые ребята.

 Речь идет не столько о показателях, сколько о результатах расследований, которые в обществе воспринимаются неоднозначно, таких, как дела Кравченко, Черновола, Кирпы.

– Учитывайте, что мы занимаемся конфликтными вопросами. Преступление — это всегда конфликт, и не только между потерпевшим и преступником, но и между людьми, которые их окружают, их близкими, друзьями и т. д. Ни по одному уголовному делу, поверьте мне, даже по самому явному, вы не найдете единомышленников. Возьмите ДТП. Какое бы решение не было принято, половина людей (одни — со стороны потерпевшего, другие — со стороны водителя) с ним не согласится, и будет считать, что оно не верно. Лично я глубоко убежден, что Юрий Кравченко (бывший глава МВД. — «ДЕЛО») покончил жизнь самоубийством. Я как профессионал, как следователь, как человек, который знал его лично, убежден в этом на 100%. Но многие сомневаются. Сомневаются, не зная материалов уголовного дела, реальных обстоятельств. Это касается и других фактов.

Реформа, о которой вы говорите,  подразумевает возвращение прокуратуре надзор за судебными делами?

– Нет, это глубокое заблуждение. У нас никогда не было надзора за судами. Прокуратура осуществляла надзор за законностью принятия судами решений. Как работают судьи — не дело прокуратуры. Но когда судья принимает решение, приговор — прокуратура имела и сейчас имеет право, высказать свою точку зрения. При этом она не отменяет судебные решения. Раньше мы могли даже приостановить. По новому законодательству у нас таких полномочий уже нет.