- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Общество
- Дата публикации
Зачем Папа Франциск и Патриарх Кирилл встретились в Гаване
В средине февраля социальные сети и интернет в России и Украине начали активно обсуждать намечающуюся встречу Патриарха московского Кирилла и Папы Римского Франциска. Многие говорили, что со стороны главы католической церкви это предательство интересов Украины и общей политики Запада по бойкоту российских лидеров.
Дело в том, что почти в то же время СМИ и политики в Европе и США предприняли очередную попытку давления на Россию. Вначале Лондонский суд признал, что Владимир Путин может быть причастен к резонансному убийству Александра Литвиненко. А после на американских и британских каналах появилось сразу несколько фильмов о личном состоянии президента России. Где оно по самым приблизительным оценкам составляло более $40 млрд.
После такой информационной кампании стало понятно, что идея сплотить Запад и Россию вокруг борьбы против ИГИЛ уже потеряла свой блеск и нужно проводить новые дипломатические маневры. И потому церковное примирение стало очень своевременным шагом. Тем более, что и для Папы, и для Патриарха это движение навстречу было достаточно выгодно. Для Римской Курии это возможность подтвердить свой статус. "Дела Восточной Европы сейчас для Рима не на первом месте и потому Папа не хочет вмешиваться в противостояние в Украине, но тем не менее готов к диалогу с православием", - говорит Delo.UA Томас Рис, старший аналитик Catholic reporter. По его мнению, сейчас Папа намерен провести некоторые реформы в Ватикане, и потому ему нужна любая поддержка со стороны.
Для патриарха Кирилла эта встреча стала последним шансом доказать свою влиятельность на мировой арене. Так как уже летом 2016 года на Крите должен пройти новый Вселенский собор, где будет неформально решаться какая церковь — Московская или Константинопольская самая влиятельная. Сейчас глава последней патриарх Варфоломей имеет более ограниченную паству, но достаточно влиятелен в мире и потому Кириллу важно показать, что его также уважают.
Другое дело, что общее заявления о примирении Папы и патриарха пока помогло только церквям. В дипломатических отношениях Запада и России не видно особых подвижек.
Все понимали, что из-за напряженных дипломатических отношений между Западом и Россией ни Папа, ни патриарх не могут специально ехать с визитом непосредственно в Москву или Рим. Потому была выбрана Гавана, которая стала лучшим из компромиссных вариантов. С одной стороны страна, которая еще не так давно входила в социалистический лагерь. Конечно, сейчас Куба куда больше настроена на нормализацию отношений с США. Эксперты считают, что Россия просто не может выделять дотации за лояльность Кубы и потому правители острова ищут другие пути выйти из экономического кризиса.
С другой стороны глава компартии страны Рауль Кастро не так давно заявил, что религия может существовать вместе с социалистической идеологией, и вообще это дело каждого. И потому страна в последние годы становится все более католической. Потому встреча в Гаване была очень своевременной.
Патриарх Кирилл согласился встретиться с Папой, даже несмотря на протесты консервативно настроенной части своей паствы, которую сам факт встречи считает предательством веры.
Что получил патриарх Кирилл от встречи с Папой Франциском
Важность этой встречи определяется несколькими факторами. Во-первых, она показала бы, что влияние патриарха Кирилла в православном мире никак не меньше чем у Константинопольского патриарха Варфоломея, который достаточно часто встречается с Папой. Кроме того, переговоры помогли бы ему показать, что он не во всем поддерживает официальную линию Москвы. Особенно это важно для него в свете событий в Донбассе, куда Россия старательно направляет своих "советников" и оружие, так как это подрывает авторитет Московского патриархата в глазах верующих в Украине.
Во-вторых, духовный наставник Кирилла митрополит Никодим умер во время приема в Ватикане почти на руках Папы Римского Иоанна Павла I. Это придавало символизм встрече с главой католической церкви. Тем более сам Кирилл долгое время возглавлял Отдел внешних церковных связей Московского патриархата. Потому еще в 2009 году, когда он восходил на престол, то многие надеялись на более теплые отношения с Ватиканом. Потом политическая ситуация изменилась, и эти надежды не оправдались.
Но по мнению Александра Джесеппа из Murdoсh University, патриарх пытается отмежеваться от официальной линии Москвы в вопросе противостояния с Западом.
Тем более, сейчас Папа Франциск возможно единственный высокопоставленный лидер Запада, который хочет встречаться с представителями России. В последнее время президенты и премьеры все больше обвиняют Россию в развязывание войны в Украине. Ситуация в Сирии развивается не совсем по нужному сценарию. Если осенью удалось убедить западных лидеров, что стоит вместе воевать против ИГИЛ, но теперь стало понятно, что войска России хотят не разгромить террористов, а помочь диктаторскому правительству Башара Ассада устоять. "Удары по мирным городам и бомбежки госпиталей сделали отношения между Россией и ЕС еще хуже", говорит Томас Палмер из Института САТО .
Наконец, Папа Франциск сам вырос в стране третьего мира и не очень доверяет мнению США и ЕС по поводу диктатур. Так во времена, когда военная хунта в Аргентине активно убивала политических оппонентов, президент США Рональд Рейган, называл генералов настоящими демократами. Тем более, что Ватикану события в Украине далеко не так важны. Дело в том, что заявления Папы о том, что в Украине идет "братоубийственная война", которые так взволновали украинскую общественность, можно легко объяснить его мировоззрением. Так как сам Франциск из Аргентины, ему намного меньше, чем европейским предшественникам, интересна Восточная Европа. Потому ему намного легче говорить с патриархом Кириллом.
Стороны даже приняли общее заявление, в котором говорится о примирении. Эксперты считают, что значительную его часть писали в Риме. И потому оно проникнуто духом примирения и желанием идти навстречу друг другу. Хотя по сути обе стороны решили свои политические задачи. Московский патриархат упрочил свои позиции перед битвой на Вселенском соборе, а Ватикан показал, что он остается самым влиятельным центром христианства в мире.