Delo.ua разбиралось, что изменит принятый Верховной Радой закон о сплите для рынка финансовых услуг
12 сентября Верховная Рада Украины приняла в целом закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг 1069-2, инициированный народными депутатами Даниилом Гетманцевым и Александром Дубинским. "За" закон о "сплите" — разделении функций Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг между Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку и Национальным банком в первом чтении и в целом проголосовали 296 депутатов.
Что ждать
С 1 июля 2020 года надзор за страховыми компаниями, кредитными союзами, ломбардами и финансовыми компаниями перейдет от Нацкомфинуслуг к Национальному банку. На сегодня это более 1,5 тысяч учреждений. Негосударственные пенсионные фонды, фонды финансирования строительства, фонды облигаций недвижимости, эмитенты ипотечных сертификатов и доверительные общества будут в ведении фондового регулятора — НКЦБФР. Закон предусматривает, что в течение 9 месяцев переходного периода Нацкомфинуслуг будет продолжать осуществлять регулирование и полноценно работать. В это же время Национальный банк вместе с участниками небанковских финансовых рынков будет готовиться к передаче дел, а также разрабатывать, обсуждать и совершенствовать новые нормы. Планируется, что за это время участники рынка окончательно определятся в своих решениях. По мнению Нацбанка, принципы, которые необходимо внедрить после получения контроля над финансовым рынком должны стать универсальными для всех участников рынка. Это прозрачная структура собственности, безупречная репутация компаний и их собственников, а также чистота формирования капитала. Отдельное внимание будет уделено защите прав потребителей финансовых услуг. Кроме того, свое виденье подходов к регулированию небанковских финансовых рынков Нацбанк изложил в 2018 году изложил в "Белой книге" — "Будущее в регулировании небанковского финансового сектора", отметив, что передача функций планируется по функциональной модели — эффективный контроль, сегментация, лицензирование, финансовый мониторинг, методология и др.
История
Вопрос "нужен ли Украине сплит" активно зазвучал с 2015 года, но парламент восьмого созыва так и не смог принять решение. Это связывают с отсутствием "политической воли" депутатов прошлого созыва. В то же время Закон о "сплите" был определен Президентом Украины как неотложный, и стал одним из маяков Международного валютного фонда, с представителями которого Украина планировала вести переговоры о новой программе сотрудничества. Именно поэтому Национальный банк Украины главной целью 2019 года называл "сплит". В первом чтении проект закона о "сплите" №2413-а был поддержан Верховной Радой еще 7 июля 2016 года. До этого законопроект под другим номером регистрации рассматривался в конце 2015 года, но так и не нашел поддержки зала. Неоднократные попытки внести законопроект на рассмотрение в порядок дня работы Парламента и проголосовать его были безрезультатны. Законопроект вызывал активную дискуссию о том, нужно ли вообще Украине введение такого подхода к реформированию надзора за небанковским финансовым сектором. Изучение международного опыта и анализ реформ не давали однозначного ответа. На необходимость принятия законопроекта не было единого взгляда ни у народных депутатов, ни у участников рынка, многие из которых восприняли сплит исключительно как геноцид национальных страховщиков в пользу иностранных, и неоднократно открыто заявляли об этом. Среди прочего противники идеи принятия сплита называли расширение регуляторных полномочий Национального банка, поскольку особый правовой статус НБУ Конституция Украины связывает именно с обеспечением им стабильности гривны в рамках производства денежно-кредитной политики (статьи 99, 100 Конституции). Также вызывало вопросы кадровое обеспечение НБУ, специфика страхового и других бизнесов и т.п. В то же время сам Нацбанк, который взялся за банковский сектор, изменив законодательство и правила игры еще в 2014 году, о своей готовности к сплиту заявлял с 2016 года. В 2015 была принята Комплексная программа развития финансового сектора до 2020 года и все регуляторы, а также фонд гарантирования вкладов физических лиц под ней подписались. Главная задача Комплексной программы — имплементация Евродирективы и приведение рыночных правил поведения к требованиям европейского сообщества. Законопроект №2413-а о сплит появился после принятия Комплексной программы, и должен был способствовать дальнейшей интеграции Украины в ЕС.
Идея не нова
Сама идея создания мегарегулятора и расширения полномочий Нацкомфинуслуг на страховом рынке прозвучала более 10 лет назад. В 2009 году Виктор Суслов, Глава Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг, выступил за создание объединенного регулятора финансовых рынков (Мегарегулятора). "В условиях кризиса полномочия госорганов, регулирующих банковский и небанковский финансовые рынки, нужно расширять, а также внедрять современные стандарты, приближаясь к единой политике в сфере регулирования финансовых рынков и создания единого мегарегулятора", — сказал Суслов. По мнению Виктора Суслова, такое новшество помогло бы эффективнее регулировать рынки и снизить риски коррупции. Чуть раньше с идеей создания координационного совета для обеспечения эффективного взаимодействия регуляторов финансовых рынков — Нацбанка, Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и Госфинуслуг выступала Лига страховых организаций Украины. К этой идее вернулись снова в 2014 году. Нацбанк задумал коренным образом перекроить рынок финансовых услуг и, в добавок к банковскому рынку взять под контроль и все финансовые рынки, включая страховой и фондовый. Ломбарды и кредитные союзы в Нацбанке планировали взять под контроль до конца 2014 года. Страховщики должны были стать подотчетными Нацбанку до середины 2015 года, а регулирование рынка ценных бумаг должно было переместиться в НБУ до середины 2016 года. Тогда, согласно разработанной в НБУ "Стратегии реформирования банковского сектора до 2020 года", планировалось ликвидировать Нацкомфинуслуг и Нацкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку — НКЦБФР, а подотчетные им компании перевести под контроль Нацбанка, который и стал бы мегарегулятором финансового рынка.
Твин Пикс
В мире действуют различные модели консолидированного надзора над финансовыми рынками, и есть примеры, когда общий надзор за финансами и регулирование осуществляет не центральный банк, а отдельный, независимый орган — например, вариант Австрии, Бельгии, Германии. В НБУ отмечают, что в 1998 году такую систему консолидированного надзора попытались создать в Великобритании, но с 2013 года независимый надзорный орган перестал существовать, а его функции были разделены между двумя структурами — поднадзорным Банку Англии управлением пруденциального регулирования и управлением финансовым поведения участников рынка. Такую модель регулирования называют Твин Пикс (Twin Peaks — две вершины). Всемирный банк, исследовавший после кризиса 2008-2009 годов структуру финансового регулирования и надзора в 106 странах мира, выяснил, что за первое десятилетие XXI века количество стран, где надзор над основными направлениями финансового рынка ведет единый регулятор, выросло почти втрое. Как правило, единым центром надзора выступает центробанк страны, выполняющий функции мегарегулятора. Примером могут служить центробанки Испании, Греции, Португалии, Ирландии, а также центробанки Сингапура, Казахстана, Японии.
Что говорят
Идея создание мегарегулятора на базе НБУ наконец-то нашла реализацию. Но если без принятия сплита Национальный банк не видел развития страхового сегмента, пенсионной реформы и комплексной защиты прав потребителей, то страховой рынок в своих прогнозах крайне сдержан. В свое время наличие на рынке большого количества участников с разными подходами к ведению бизнеса нивелировали реализацию этой идеи. Кроме того, пережив в 2014 году реформирование банковской сферы и невозврат депозитных средств страховых компаний, по сути денег своих страхователей, многие страховые компании оценили законопроект как шаг в сторону уничтожения национального небанковского рынка. Участники небанковского финансового рынка и их объединения неоднократно заявляли, что положения законопроекта создают предпосылки давления на бизнес, ставят под угрозу экономическую безопасность страны и социальную стабильность, и 29 августа в открытом письме призвали Президента Украины Владимира Зеленского заблокировать принятие законопроектов предусматривающих передачу надзорных функций НБУ (1069 и 2413а). Кардинально другой подход транслируют народные депутаты нового парламента и сам НБУ. "Этот законопроект является маркером в программе сотрудничества с МВФ. Он значительно улучшит условия регулирования надзора за финучреждениями, потому что это регулирование станет более прозрачным и более конкретным", — представляя законопроект в парламенте заявил заместитель главы парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Александр Дубинский. "Сплит был нужен еще вчера. Он играет роль катализатора, который даст дополнительный серьезный стимул для дальнейшего развития финансового рынка в Украине", — написала на своей страничке в фейсбук по итогам пленарного дня и принятия законопроекта №1069-2 Екатерина Рожкова, первый заместитель главы НБУ. Поможет ли Мегарегулятор и станет ли небанковский финансовый рынок с его принятием лучше, покажет время. В любом случае "сплит" — это только часть реформы финансового рынка Украины. Следующим шагом должно стать разделение функций надзора финрынка и монетарной политики.
Ирина Подольская, Delo.ua