Заслужил ли НБУ широкие подтяжки?

Иван Компан, тьютор курса "Финансы" Эдинбургской бизнес-школы Восточной Европы рассуждает о том, долго ли протянет НБУ с нынешней валютной политикой

Вот уже много месяцев — а может быть и лет — большое количество людей, начиная от простых обывателей и заканчивая профессионалами в области финансов активно обсуждают вопрос стабильности национальной валюты.

Ситуация рассматривается под многими углами и вопрос ставится по-разному — от "удастся ли НБУ удержать гривню?" до менее жизнеутверждающего "как долго НБУ сможет удерживать гривню?" и до совсем циничного с точки зрения политических интересов "а стоит ли НБУ удерживать гривню?"

Ответ на первый вопрос, пожалуй, отрицательный — "Нет, в долгосрочной перспективе не удастся!" Никому в течение длительного промежутка времени еще не удавалось нарушать объективные экономические законы. Это можно делать долго, но не вечно. К сожалению, нас мало чему учит наша же собственная история, причем совсем недавняя.

Вспомните период 2004-2008 гг. Пять лет экономического процветания и стабильности национальной валюты. Все эти годы курс оставался неизменным на уровне около 5.05 гривень за доллар. В течение всего этого времени процентные ставки по финансовым инструментам в гривне были в разы выше, чем ставки по аналогичным инструментам в долларах. Кредиты все, естественно, брали в долларах, а средства на депозитах, конечно же, размещались в гривне. Это было время, когда сограждане, обычные украинцы, с помощью нехитрой финансовой операции превращались в инвестиционных гениев. Был нарушен паритет процентных ставок, который обеспечивает получение одинакового окончательного благосостояния при получении или предоставлении займа в одной валюте по процентным ставкам, применяемым к данной валюте, или в любой другой валюте по процентным ставкам, применяемым к другим валютам.

Изложенная таким образом концепция почти очевидно является необходимой: процентные ставки или обменные курсы должны корректироваться для обеспечения такого паритета, или будут иметь место возможности арбитража — ситуация, когда можно заработать деньги без риска.

Самыми знаменитыми арбитражерами в недавней мировой финансовой истории наверное были вымышленный Гордон Гекко, главный герой знаменитого фильма Wall Street, и его реальный прототип Ivan Boesky.

Несоблюдение экономических законов на украинском рынке добавило к этой знаменитой паре еще несколько миллионов арбитражеров — обычных граждан, клиентов украинских банков, успешно в течение нескольких лет наслаждавшихся несоответствием процентных ставок и обменных курсов. Оставалось только одеть широкие подтяжки и зачесать волосы назад, как делал Гордон Гекко.

Но та же теория гласит, что возможность арбитража не может существовать долго, рынок рано или поздно устраняет неэффективность. Неэффективность закончилась осенью 2008 года, когда украинский рынок наконец-то "дождался" коррекции. Многие испытали шок и оказались в положении, когда широким подтяжкам уже было нечего поддерживать.

Похоже, что урок усвоен не был. Последние пять лет мы опять наблюдаем ту же ситуацию, политика НБУ совершенно не изменилась — гривня жестко привязана к доллару и курс заморожен на одном уровне. Возникает второй вопрос — "Как долго это будет продолжаться?"

Сколько еще времени НБУ сможет удерживать стабильность национальной валюты на фоне отрицательного сальдо текущего счета за счет расходования резервов, которые упали ниже критической отметки, соответствующей покрытию трех месяцев импорта? Скорее всего, ответ лежит в политической плоскости …

"Политика — это концентрированная экономика", — заявлял борец с рыночной экономикой и капитализмом В. И. Ленин. Действительно, не стоит пренебрегать экономическими законами ради политических целей, тем более, что недавние уроки еще совсем свежи в памяти. Это, наверное, и будет ответом на третий вопрос "А стоит ли вообще удерживать гривню", жестко привязав ее к доллару.

За последние пять лет в куда более благополучной с экономической точки зрения Польше, где ежегодный рост ВВП изменялся в пределах от 1.6% до 4.5%, колебания национальной валюты по отношению к доллару составили 58%. Даже соседняя Россия, с ее неиссякаемым углеродным источником золотовалютных резервов и положительным сальдо текущего счета, допускала колебания рубля в пределах 44%.

Вот только Украина не сдается и из последних сил демонстрирует стабильность национальной валюты. Причем любыми методами, в основном растратой золотовалютных резервов и ужесточением валютного регулирования. Наверное, тем самым НБУ пытается убедить население в стабильности экономической ситуации. Кстати, похожая "стабильность" на валютном рынке существует и в Аргентине. Местный песо стабильно стоит на отметке 5.6 за доллар, но вот только на каждом углу менялы предлагают вам продать доллар по 8.50.

Рано или поздно развязка наступит. Хотим мы этого или нет, но объективные экономические механизмы в конечном итоге,приведут к коррекции. Вот только вместо того, чтобы сделать процесс управляемым, прогнозируемым и максимально безболезненным для страны, нам опять предлагают революционный сценарий. И чем дольше продержится НБУ в неравной борьбе с американским долларом, тем драматичнее будет финал.

Кстати, для главного героя Wall Street, как и для его реального прототипа, финал был действительно драматичным — оба оказались за решеткой.