НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Зеленый семафор: к чему приведет реформа железной дороги

Зеленый семафор: к чему приведет реформа железной дороги
Что нужно знать бизнесу и пассажирам о реформе железнодорожного транспорта и когда в Украине будет создана новая модель рынка ж/д перевозок, аналогичная европейским системам
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Украинскому бизнесу стоит готовиться к новой реформе. В ближайшем будущем Верховная Рада рассмотрит законопроект о железнодорожном транспорте, который вносит кардинальные изменения в работу ж/д отрасли. В случае принятия этого документа на железную дорогу будет допущена частная тяга, а тарифы на перевозку грузов и пассажиров станут либеральнее. В деталях готовящихся новаций разбиралось Delo.ua.

Море инициатив

24 апреля комитет Верховной Рады по вопросам транспорта поддержал для голосования в первом чтении законопроект "О железнодорожном транспорте", поданный в парламент группой депутатов.

"Критическая ситуация, сложившаяся сегодня на железнодорожном транспорте, показывает, что действующие правила функционирования отрасли неэффективны и тормозят ее развитие, — прокомментировал министр инфраструктуры Владимир Омелян. — Уже назрели требования к новой железной дороге: открыть рынок перевозок для бизнеса и предоставлять качественные услуги пассажирам".

Принятие этого документа позволит провести кардинальную реформу в сфере железнодорожного транспорта. По сути, в стране будет создана новая модель рынка ж/д перевозок, аналогичная европейским системам.

"УЗ приветствует вынесение на рассмотрение комитетом новой редакции закона "О железнодорожном транспорте". Над его текстом с депутатами работали представители "Укрзализныци", профильных ассоциаций, министерств и ведомств. Надеемся на поддержку законопроекта депутатским корпусом", — прокомментировал Delo.ua председатель правления УЗ Евгений Кравцов.

По его словам, принятие этого документа должно создать правовое поле для внедрения рыночных механизмов и европейских стандартов организации железнодорожных перевозок, сбалансировать интересы участников рынка, открыть возможности для либерализации ж/д услуг и свободного ценообразования, создать правовой механизм для появления частных операторов тяги. Принятие закона важно с точки зрения евроинтеграции Украины, отмечают в УЗ.

Одной из самых главных новаций станет выделение в структуре УЗ отдельного оператора железнодорожной инфраструктуры общего пользования, который будет отвечать за ее эксплуатацию, модернизацию и развитие. Он же будет предоставлять и услуги по доступу к инфраструктуре для всех перевозчиков на недискриминационной основе.

Соответственно, в Украине будет разрешено использование на железной дороге частной тяги. То есть бизнес сможет покупать локомотивы, чтобы перевозить грузы частными вагонами.

По мнению Евгения Кравцова, либерализация рынка и появление операторов тяги позволит определить реальную стоимость тяги. "Ведь, по нашим оценкам, сейчас она недооценена в 3-5 раз", — отмечает он.

"Практика показывает, что, несмотря на опасения и риски, и УЗ, и бизнес уже созрели для того, чтобы запустить в полноценную работу частных перевозчиков со своей тягой. Чтобы этот процесс был максимально прозрачным, его необходимо урегулировать на законодательном уровне", — считает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.

При этом бизнес уже готов оперировать собственной тягой. "Наши стратегические цели прагматичны и понятны. Да, мы бы хотели иметь свой тяговый подвижной состав. При этом важно понимать, что появление сегодня частной тяги не самоцель, а лишь средство повышения эффективности перевозочного процесса. Грузоотправитель хочет знать, сколько будет стоить перевозка, в какие сроки и когда это произойдет", — прокомментировал Delo.ua CEO "Лемтранса" Владимир Мезенцев.

Но чтобы иметь право на перевозку грузов или пассажиров, компании должны будут получить лицензию и сертификат безопасности. Лицензия подтверждает финансовую состоятельность, профессиональную компетентность, а также репутацию перевозчика. Это позволит, например, быть уверенным в том, что если у компании-перевозчика поломается в пути локомотив, у нее будут финансовые средства оплатить его ремонт и перевезти груз другим локомотивом. А сертификат безопасности подтверждает наличие у перевозчика системы управления безопасностью перевозок, что позволит обеспечить безопасность всех процессов, связанных с перевозкой грузов и пассажиров.

Соответствующие документы будет выдавать новый центральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование и надзор в сфере железнодорожного транспорта. Он также будет рассматривать жалобы относительно равноправного доступа к ж/д инфраструктуре, распределения ее пропускной способности, уровня или структуры тарифов и т.д.

В то же время тарифы на доступ к железнодорожной инфраструктуре будут регулироваться еще одним новым государственным органом — Национальной комиссией, осуществляющей регулирование в сфере транспорта, которую предполагается создать после принятия законопроекта.

При этом тарифы на перевозку грузов и пассажиров будут регулироваться самими перевозчиками, то есть Министерство инфраструктуры больше не будет их устанавливать.

По контракту

Кроме того, в законопроекте предусмотрен новый подход к организации невыгодных для бизнеса пассажирских перевозок. "В случае признания пассажирских перевозок общественно важными для региона или государства соответствующие органы власти будут заключать контракт с перевозчиком, в котором, с одной стороны, будут прописаны четкие требования к качеству таких перевозок, а с другой — обязательства заказчика компенсировать разницу между стоимостью пассажирских перевозок и ценой билетов", — говорит Владимир Омелян.

Перечень "общественно важных перевозок" будут определять Кабинет министров и органы местного самоуправления. Компании для них будут выбираться на конкурсной основе.

По словам Евгения Кравцова, законопроект меняет парадигму организации пассажирских перевозок на территории Украины. "Ранее заказчиком были пассажиры, а теперь должно стать государство в лице центральных или местных органов власти. В пригородном сообщении перевозки будут осуществляться только в рамках контракта. В других сегментах пассажирских перевозок на маршрутах дальнего следования будет либерализация", — говорит он.

Только в 2018 году убытки УЗ в пассажирском секторе составили более 12 млрд грн. "Функционирование пассажирских перевозок в рыночных условиях, когда они не оплачиваются перевозчику, невозможно. "Укрзализныця", как и любая компания, нацелена на увеличение доходности и прибыльности, — говорит Евгений Кравцов. — Законопроект позволит УЗ продавать свои услуги по экономически обоснованной цене, что даст возможность содержать и восстанавливать подвижной состав в течение срока его эксплуатации. До сих пор из-за несвоевременной индексации тарифов "Укрзализныця" не имела достаточных средств для его обновления".

В ожидании

Законопроект о железнодорожном транспорте необходимо принимать в любом случае, считает Сергей Вовк. "Во-первых, принятие этого закона — важная составляющая в рамках ассоциации с ЕС. Во-вторых, действующая нормативно-правовая база, регулирующая отрасль, на сегодня себя изжила, ведь она принималась еще во времена, когда УЗ была не компанией, а государственной администрацией, у которой были как регулирующие, так и хозяйственные функции. В результате, эта база не отображает реалии на рынке, — говорит он. — Также  и корпоративное право не в полной мере применимо к УЗ, поскольку в вопросах инфраструктуры и тяги компания является монополистом. Поэтому необходим закон, который расставит флажки и обозначит ключевые направления дальнейшего развития рынка грузовых и пассажирских перевозок".

Находит поддержку законопроект и со стороны бизнеса. "Как и любой другой участник рынка, "Лемтранс" заинтересован в новом законе о железнодорожном транспорте, — отметил Владимир Мезенцев. — Он способен изменить существующую бизнес-модель: от монополии перейти к конкурентной модели работы рынка. Данная модель имеет внутреннюю экономическую мотивацию за счет либерализации деятельности субъектов рынка. Данный проект закона позволит создать равные условия для всех участников рынка, будет способствовать развитию конкуренции и привлечению частного капитала".

При этом у бизнеса есть замечания к законопроекту. "В частности, в проекте закона не предусмотрена обязанность оператора инфраструктуры по обеспечению сохранности груза и подвижного состава, обязанность перевозчика о недопущении повреждений технического состояния подвижного состава, принятого к перевозке, а также ответственность за нарушение обязанностей, предусмотренных законом", — говорит Владимир Мезенцев.

CEO "Лемтранса" считает, что законопроект "О железнодорожным транспорте Украины" носит концептуальный характер и после его принятия потребуется определенное время для разработки и принятия подзаконных нормативных актов для допуска частной тяги на пути "Укрзализныци".

Пока точно не известно, когда парламент сможет рассмотреть и принять обсуждаемый законопроект. В одном из сообщений в своем аккаунте в Facebook председатель парламентского комитета по вопросам транспорта Ярослав Дубневич призвал чиновников вместе с ним принять участие в заседании согласительного совета накануне пленарной недели, чтобы вместе убедить председателя Верховной Рады и всех присутствующих в необходимости включения этого законопроекта в повестку дня для обсуждения в первом чтении в мае-июне.

Но вряд ли данный документ вступит в силу уже в этом году. "Я не знаю, будет ли принят этот законопроект до конца этого года в целом, учитывая все сложности, связанные с парламентскими выборами. Ближайшие месяцы будут очень заполитизированными, а УЗ — это в том числе и значительный электоральный ресурс — примерно 200 тыс. работников и их семьи. Политические спекуляции вокруг столь значимого законопроекта наверняка будут, но это не отменяет необходимости принятия ключевого нормативного акта для отрасли", — считает Сергей Вовк.

Дмитрий Уляницкий, Delo.ua