НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Железнодорожные заработки: сколько заработает УЗ в 2019 году

Железнодорожные заработки: сколько заработает УЗ в 2019 году
Железнодорожный монополист "Укрзализныця" рассчитывает получить в 2019 году более 100 млрд грн чистого дохода

Львиную долю поступлений УЗ в 2019 году обеспечит перевозка грузов. Во многом рост доходов произойдет за счет повышения тарифов, а не улучшения эффективности работы компании. Delo.ua выяснило, каковы риски невыполнения финансового плана.

Огромные планы

В текущем году "Укрзализныця" планирует получить рекордные для компании 102,7 млрд грн чистого дохода. Об этом свидетельствует консолидированный финансовый план компании на 2019 год, утвержденный распоряжением Кабмина в марте. В случае реализации этих намерений, перевозчик превысит ожидаемый показатель чистого дохода за прошлый год (83,4 млрд грн) на 23,1%.

Мало того, в текущем году УЗ планирует резко нарастить чистую прибыль. Если за прошлый год ее ожидаемый показатель составляет 0,6 млрд грн, то в 2019 году в компании рассчитывают на 4,5 млрд грн, то есть планируется увеличение за год в 7,5 раз.

В то же время, львиную долю в доходах компании по-прежнему занимает перевозка грузов. В УЗ планируют в 2019 году получить по этой статье почти 84 млрд грн, что больше ожидаемого за прошлый год на 24%. Но при этом фактическая перевозка грузов возрастет не такими же темпами. В УЗ рассчитывают, что в 2019 году компания перевезет 331 млн тонн грузов, что больше отчета за 2018 год только на 2,7%.

Увеличение доходов от перевозки грузов объясняется несколькими причинами. Основной из них является повышение тарифов на эти услуги. В частности, с 30 марта произошло их увеличение на 14,2%. Мало того, в компании рассчитывают на то, что это будет не последним ростом тарифов в этом году.

Как указывается в пояснительной записке к принятому финплану, в УЗ рассчитывают на повышение тарифов с 1 мая, 1 августа и 1 ноября по 2,5%, придя к общему показателю увеличения за эти три раза на 7,5%

В то же время, ожидается, что в 2019 году доля поступлений от пассажирских перевозок — 10,1 млрд грн — составит всего лишь чуть около 10% в общем доходе компании. При этом в компании рассчитывают, что доход от них увеличится на 19,7% от ожидаемого показателя за прошлый год. В УЗ ожидают такое повышение благодаря возрастанию тарифов на пассажирские перевозки на 13-21%, а также за счет увеличения доходности от предоставления услуг во внутригосударственном сообщении.

Миллиардные инвестиции

В УЗ рассчитывают не только зарабатывать, но и тратить полученные средства на капитальные инвестиции. В компании планируют израсходовать на эти цели в текущем году чуть более 18 млрд грн. Правда, в УЗ признают, что этой суммы все равно недостаточно. Как указывается в пояснительной записке к принятому финплану, заложенная в документ сумма составляет только 25,6% от потребности в капитальных инвестициях.

Большая часть суммы капинвестиций придется на собственные средства — чуть больше 12,2 млрд грн, или 68% от планов. Кроме того, в УЗ рассчитывают привлечь более 5,4 млрд грн в качестве кредита или в виде лизинга, а также 351 млн грн средств инвесторов.

Львиная доля средств пойдет на обновление железнодорожного подвижного состава, а именно приобретение нового, модернизация и капитальный ремонт имеющегося парка. В частности, на это будет израсходовано около 10,2 млрд грн.

Так, в 2019 году УЗ хочет приобрести или выпустить на собственных производственных мощностях подвижной состав на общую сумму около 5,1 млрд грн. В том числе за счет средств ЕБРР будут куплены 2150 полувагонов, 15 магистральных грузовых тепловозов производства компании General Еlectric, 10 пассажирских вагонов, 1 дизель-поезд и т.д.

Кроме того, на модернизацию подвижного состава будет направлено немногим более 4,4 млрд грн. В частности, за эти средства будут обновлены около 11 тысяч грузовых вагонов, 78 локомотивов, 64 пассажирских вагона и т.д.

Также в 2019 году УЗ планирует направить более 5,1 млрд грн на реконструкцию и строительство. Среди прочего, будут реконструированы 260 км пути, 190 стрелочных переводов, железнодорожный участок Долинская-Николаев с повышением пропускной способности направления Знамянка-Долинская-Николаев и так далее.

Сложности с реализацией

В совокупности в 2019 году расходы грузоотправителей на железнодорожные перевозки возрастут, по сравнению с прошлом годом, примерно на четверть, говорит президент объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков. "Это произойдет за счет недавнего повышения тарифов на 14,2%, декларируемой автоматической индексации тарифов раз в квартал и так далее. Но это слишком много. В 2018 году УЗ получила и так денег более чем достаточно за счет либерализации цен на вагоны и предыдущего повышения тарифов. По нашим подсчетам, в 2019 году дополнительные расходы "Укрзализныци" должны составить около 8,5 млрд грн. Либерализация цен на вагоны должна дать компании 4,5-4,6 или даже больше миллиардов гривен. А оставшуюся разницу около 4 млрд грн грузоотправители предлагали покрыть за счет повышения тарифов на 7%. Но нас не услышали", — рассказывает он.

Благодаря повышению тарифов у УЗ достаточно средств для своего развития, считает председатель ассоциации собственников вагонов Александр Криворучко.

"Но основной проблемой является их распределение. В УЗ складывается критичная ситуация с тягой. Закупка 15 локомотивов в 2019 году ситуацию радикально не изменят. Кроме того, резко ухудшается инфраструктура из-за отсутствия надлежащих ремонтов. А ведь на порядка двух тысячах километров путей уже ограничена скорость движения. При этом подвижной состав УЗ во многом представляет из себя металлолом. Поэтому выполнение плана по капинвестициям является главной задачей УЗ, — говорит он. — По моему мнению, УЗ должно сосредоточить свои усилия и финансовые ресурсы именно на тяге и инфраструктуре, поскольку бизнес пока что не может за свои средства исправить ситуацию в этих вопросах, а вот купить подвижной состав может. Бизнесу хочется верить, что саккумулированные за счет повышения тарифов средства будут использованы именно для капинвестиций".

По словам Александра Каленкова, ситуация усугубляется тем, что за последний год оборачиваемость вагонов в УЗ возросла на одни сутки. "К чему это приводит? К тому, что грузоотправители должны платить УЗ за пользование вагонами за одни сутки больше. За год набегает общая сумма дополнительных расходов у грузоотправителей на 2,5 млрд грн", — рассказывает он. Во многом, как говорит Александр Каленков, из-за вот таких проблем многие грузоотправители переходят на перевозку грузов автомобилями. На железной дороге остаются, по сути, только те, кто не может себе этого позволить, отмечает он.

"Учитывая, что финплан принят без учета наших предложений, мы настаиваем, чтобы УЗ больше не повышала тарифы, как минимум, тарифы до 2020 года. Компания не должна этого делать какими-либо способами, в том числе скрытыми. Не могут затраты грузоотправителей каждый год повышаться на 25-30%. Никакая экономика этого не выдержит. Ситуация, которая отмечалась в последние два года, когда деньги с рынка просто выгребались, продолжаться не может", — заключает он.

Критично относятся эксперты и к ситуации в пассажирском сегменте перевозок УЗ. Координатор проекта "ПОЇЗДка" (онлайн-сервис правовой поддержки пассажиров УЗ) Александр Бондаренко считает, что в сегменте развития пассажирского пути УЗ придерживается порочного пути. "Потребность в пассажирских перевозках железной дорогой ежегодно возрастает на 2-3%. А "Укрзализныця" за счет снижения предложения поездов создаст еще больший дефицит на билеты. При этом даже если прибыль возрастет, то нет никакой гарантии, что УЗ освоит полученные деньги в плане улучшения качества сервиса, — продолжает он. — Но порочность заключается в том, что нарушаются основоположные принципы железнодорожных перевозок. Они заключаются в том, что железная дорога должна увеличивать количество перевозок с одновременным улучшением их качества и снижением цены на них".

Если этот принцип не выполняется, продолжает Александр Бондаренко, то железная дорога неминуемо деградирует независимо от того, какой величины прибыль она получает.

"В целом никогда повышение "Укрзализныцей" цен на билеты не сопровождалось увеличением общего уровня качества сервиса. Были точечные демонстрации на телевизионные камеры, но это не системные улучшения, а не более чем показуха", — заключает он.

Дмитрий Уляницкий, специально для Delo.ua