- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Жизнь после моратория: чего ожидать бизнесу от проверок в следующем году
Через полтора месяца — с начала 2018-го — в Украине прекратит действовать мораторий на проверки бизнеса, который впервые ввел Арсений Яценюк в августе 2014-го, а потом продлил Владимир Гройсман в конце 2016-го. Адепты дерегуляции тогда заявляли, что текущее чрезмерное давление на бизнес со стороны государственных контролирующих органов не соизмеримо с фактическими результатами проверок. Мол, госнадзор не приводит к сокращению количества пожаров или к повышению безопасности продукции.
"Статистика опасности и безопасности продуктов питания, к примеру, не меняется. Мы из года в год говорим о 70% фальсификата. Вне зависимости от того, есть проверки или их нет. Статистика все время плохая", — так год назад необходимость моратория поясняла глава Государственной регуляторной службы (ГРС) Ксения Ляпина.
По мнению главы ГРС, контролеры с проверками приходят как раз к легальным предпринимателям, а недобросовестный бизнес, мол, просто "отмазывается".
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaПубличные планы проверок
В конце прошлого года Верховная Рада вместе с мораторием на проверки приняла еще один закон — о либерализации государственного надзора. Авторы документа тогда настаивали, что он добавит ясности и прозрачности в процедуры контроля предпринимателей.
Проблемой украинского законодательства часто является наличие общих и специальных законов, а также множества подзаконных актов. "Правила игры" для бизнеса задаются десятками документов — сразу несколькими законами, постановлениями Кабмина, указами определенных министерств, порядками и инструкциями отдельно взятых органов исполнительной власти. Законом о либерализации госнадзора депутаты как раз попытались немного упростить для предпринимателей систему проверок.
Закон, во-первых, распространил общие правила госнадзора и ограничения по длительности проведения контроля на проверки Государственной фискальной службы (ГФС), Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ), Госслужбы по вопросам труда и некоторых других органов. Во-вторых, документ обязал Госрегуляторную службу в течение 2017 года разработать интегрированную автоматизированную систему проверок, куда контролеры должны с 2018 года вносить не только планы проверок, но и отчеты о выполнении и об обнаруженных в ходе нарушениях.
Несколько недель назад Госрегуляторная служба вместе с Минэкономразвития и неправительственным Офисом эффективного регулирования BRDO запустили портал, где будут публиковаться все мероприятия госнадзора.
Правда, пока речь идет о пилотном режиме единой системы проверок, говорит глава Офиса BRDO Алексей Гончарук. Параллельно, по его словам, должна создаваться большая база данных, большая комплексная система. "Но пилотный режим не значит, что функционал запущенной системы ограничен. Будет выполнено все, что предусматривал закон, — уверяет Гончарук. — Все госорганы уже подключены к модулю, у них есть кабинет, они загружают в единую базу все свои планы проверок на следующий год. Все планы проверок — и комплексный и годовые планы органов — в 2018-м должны быть в этом модуле".
Тем не менее пока могут отсутствовать планы проверок тех органов, в отношении которых закон установил исключения и прямо не обязывает их предоставлять свой план проверок для размещения в системе, например, ГФС.
Глава Офиса BRDO также рассказывает, что правительство своим распоряжением планирует обязать госорганы публиковать кроме планов и другую информацию, в частности данные о проведенных внеплановых проверках, формы актов проверок с четким перечнем вопросов, которые будут задавать предпринимателю в ходе контрольных мероприятий, а также информацию о критериях риска, на основании которых госорганы составляют свои планы проверок.
"Мы сейчас работаем над исполнением закона (о либерализации госнадзора — Ред.), который удалось принять в прошлом году. Пытаемся изменить систему госнадзора. Ведь сейчас количество проверок никак не коррелирует, к примеру, с количеством пожаров. Тем не менее субъектами этого процесса реформирования выступают около 80 наших госорганов. Они, я скажу корректно, по-разному воспринимают эти новшества. В основном негативно", — рассказывает первый замминистра экономразвития Максим Нефьодов.
В планах на 2018-й следующее: разработать критерии риска "здорового человека" (действующие устарели и примитивные, говорят в МЭРТ), это позволит поделить предприятия на группы и проверять именно рисковые компании. Во-вторых, нужно разработать методологию, что конкретно должны контролировать госорганы. Ведь сейчас бизнес не понимает, какие именно требования он должен выполнять, а контролеры проверяют соответствие компании абсолютно всему законодательству.
Проверок после моратория станет больше
Депутаты не регистрировали инициативы о продлении моратория. Мол, мера была временной. Потому, по всей вероятности, он прекратит действовать с начала 2018-го.
Плановые проверки сейчас запрещены для большинства органов, в том числе, для Госслужбы по вопросам труда, Госэкоинспекции, Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, Государственной архитектурно-строительной инспекции. Но для небольшого ряда контролеров предусмотрели исключение. Плановые проверки в текущем году могут проводить, к примеру, Государственная фискальная служба, Госслужба по вопросам безопасности пищевых продуктов, Госслужба экспортного контроля, Государственная авиационная служба.
Кроме того, весь год работает инструмент внеплановых проверок. Единственное, процедуру их проведения с начала 2017-го ужесточили: сократили перечень оснований для такого контрольного мероприятия, а также обязали госорганы получать разрешение Госрегуляторной службы. Согласно информации ГРС, она ежемесячно давала разрешение на проведение 150-250 внеплановых проверок предприятий по всей Украине.
После прекращения действия моратория с 2018-го в жизнь предпринимателей полностью вернутся плановые проверки. Но парламент и правительство все же попытались немного смягчить этот удар для бизнеса.
В Министерстве экономики настроены оптимистично: рассчитывают, что эта мера позволит сократить количество контактов органов контроля с бизнесом на 15-30%.
[graph_977]