- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Образование
- Дата публикации
Как украинским вузам попасть в топ-500 лучших университетов мира?
Какое значение имеют рейтинги?
В последние 10-15 лет рейтинги учебных заведений становятся одним из самых важных инструментов управления системой высшего образования, технологией, которая позволяет оценивать конкурентоспособность высших учебных заведений, осуществлять глобальный маркетинг университетов. В современном мире существует множество рейтингов высших учебных заведений, позволяющих оценить положение учебного заведения как в глобальном сравнении (например, шанхайский рейтинг), так и в региональной (например, европейской) или национальной системе координат.
Среди национальных украинских рейтингов наиболее объективно выглядят рейтинги, проводимые кафедрой ЮНЕСКО Национального технического университета «Киевский политехнический институт», и рейтинг «Компас» — при поддержке корпорации «Систем Кэпитал Менеджмент». Это связано с тем, что они основаны на достаточно взвешенных, научно обоснованных методиках и не подвержены столь часто присутствующим в нашей жизни субъективным влияниям.
Почему рейтинги вузов непопулярны в нашей стране?
Дело в том, что объективный рейтинг четко показывает реальное место того или иного вуза в сопоставлении с ему подобными. Более того, он прозрачно фиксирует, по каким параметрам университет отстает или превосходит своего конкурента. Естественно, такая оценка невыгодна тем учебным заведениям, которые пытаются сформировать свою репутацию путем безудержной рекламы, а не достижения высокого качества своих учебных программ.
К тому же плохую память оставил ряд рейтингов, носивших откровенно заказной характер, когда места вузов в них определялись размерами вознаграждений организаторов подобных квазирейтингов.
Какая роль может быть у министерского рейтинга?
В современной мировой практике министерский рейтинг высших учебных заведений является одной из базовых технологий управления качеством высшего образования. Это происходит главным образом через перераспределение финансирования от худших учебных заведений к лучшим. Занявшие высшие места в таком рейтинге получают и дополнительные преференции в поддержке научных исследований, международных проектов и т. п.
Почему украинские вузы занимают очень низкие позиции в международных рейтингах либо вообще в них не присутствуют?
Невысокие позиции украинских университетов в мировых и специализированных рейтингах обусловлены тем, что мы не можем обеспечить высокие показатели по таким основным параметрам этих рейтингов, как наличие в составе преподавателей нобелевских лауреатов, надлежащий размер финансирования научных исследований, должный индекс цитирования работ преподавателей вуза в научной среде, высокая степень интегрированности в международные исследовательские проекты.
Насколько реально попадание украинских вузов в топ-500 вузов мира в течение пяти лет, о чем много раз заявляло руководство страны и в частности министерство?
На протяжении ближайших лет это не выглядит реалистичным. Потенциально это возможно в перспективе 10-15 лет, но при соблюдении нескольких обязательных условий.
Что следует сделать?
Во-первых, государство должно объективно определить 5-8 высших учебных заведений, которые имеют реальные научные достижения и соответственно наибольшие шансы попасть в международные рейтинги. Во-вторых, таким вузам в рамках специальных программ необходимо существенно увеличить финансирование. В-третьих, государство должно создать налоговые и прочие льготы и преференции для тех бизнес-структур, которые захотят вложить деньги в развитие научных и учебных программ этих университетов.
Если подобные нововведения будут закреплены в налоговом законодательстве, в законодательстве о высшем образовании и науке, то через 10 лет мы смело сможем говорить о существенном прогрессе лучших украинских учебных заведений и их местах в международных образовательных рейтингах.