Как все успеть и не сойти с ума

Сегодня мозг человека загружен больше, чем двадцать лет назад, и одному приходится работать за двоих, а-то и троих, чтобы все успеть. Десятки проектов, несколько партнеров, подрядчики из других стран, каждому из которых нужно уделить внимание. В таком ритме жизни найти время на отдых кажется просто нереальным.

Решать задачи быстро, но не одновременно

Исследователь Эрл Миллер, один из ведущих нейрофизиологов Массачусетского технологического института, утверждает, что человеческий мозг не приспособлен к мультизадачности: "Когда люди пребывают в уверенности, что справляются сразу с несколькими задачами, на самом деле они просто ускоренно переходят от одной задачи — к другой. И за каждый такой переход будет взиматься вполне конкретная когнитивная плата. Можно сказать, что мы не в состоянии одновременно удержать много шаров в воздухе, как это делают опытные фокусники. Даже тогда, когда мы пребываем в уверенности, что сделали много, ирония состоит в том, что именно многозадачность делает нас значительно менее эффективными". И он прав — бизнесмены не говорят с тремя людьми по телефону одновременно, они просто сокращают часы не переговоры или переключаются с одной задачи на другую.

Предпринимателю, который с душой подошел к открытию своего дела, скучно не бывает. Когда получается закрыть вопрос с привлечением заказов, начинаются организационные изменения. Только один бизнес вышел на прибыль, у другого закончился сезон, и возникла потребность направить финансовый поток в другое русло. На самом деле бизнесмены не отдыхают в прямом смысле этого слова, они просто переносят фокус с одной задачи на другую. Активировал другую часть мозга, перезагрузился и вперед дальше работать.

Делегирование — за или против

Еще недавно за человека все делали менеджеры и консультанты. Турагенты бронировали билеты, продавцы подбирали образ и доставляли одежду, а машинистки и секретари освобождали от бремени ежедневной переписки. Теперь эти и многие другие вещи основателю бизнеса приходится делать самостоятельно частично из-за недостатка ресурсов, частично из-за потребности контролировать все процессы самостоятельно.

В моих компаниях персонал делится на два условных типа сотрудников: партнеры и исполнители. Например, я не люблю возиться с бумажной волокитой, но с удовольствием занимаюсь менеджментом или освоением новых технологий. Конечно, мне приходится пользоваться сервисами-напоминалками и другими программами, упрощающими рабочие процессы: Google календарем, заметками в Iphone. Но это инструмент для достижения поставленных целей, а не способ избежать ответственности. Если владельцу компании не хочется самому заниматься своим проектом, а все задачи он готов делегировать, то такой бизнес будет обречен.

Уметь "отключаться"

Для того чтобы все успеть, порой приходится вставать очень рано — в 4 или 5 утра. В такие дни количество задач накладывается на график иностранных подрядчиков, и рабочий процесс становится еще более напряженным. Чтобы не слечь от перегруза и не поддастся панике в особо напряженные моменты, нужно уметь сказать себе "стоп!". Остановиться, выдохнуть, выпить чашку кофе или поговорить на отвлеченные темы. Только потом, когда нервы успокоятся, можно начинать бежать дальше и принимать важные решения.

Поработав с оффлайн-бизнесом, я могу точно сказать: быть мультитаскером в онлайне гораздо проще. Правильно выстроенная CRM-система, отсутствие ежедневных встреч и возможность работать в любой точке планеты (при условии наличия интернета) освобождает от страха что-то не успеть или пропустить. Обратная сторона медали — работа начинается одновременно с включением телефона и продолжается до поздней ночи. Владельцам нескольких бизнесов часто хочется еще что-то проверить, углубиться в изучение новых сервисов, придумать оригинальную услугу — в этом наша общая проблема. Уметь останавливаться — это важно для эмоционального и физического здоровья.

Считается, что бизнес — это гонка на выживание, где пришедший вторым уже проигравший. Бизнесмены боятся расслабиться и упустить что-то важное, нагружая себя все большим и большим количеством задач. Выжить в такой ситуации можно только одним способом — научиться получать удовольствием от процесса. Ведь ничто так не стимулирует работать больше, как приятные отзывы клиентов и растущий финансовый поток. Делегируйте, распределяйте и дробите задачи — это не сложно и помогает экономить время.