Школьники "работают" лишь ради оценки, а как использовать полученные знания — не знают — эксперт по образованию

Андреас Шляйхер, эксперт по образованию, рассказал Delo.UA, что такое программа оценивания PISA и зачем проводить такое оценивание в Украине
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В 2018 году Украина впервые присоединится к Программе международного оценивания учеников — PISA (Programme for International Student Assessment), которое проводит OECD, Организация экономического сотрудничества и развития. Главной целью проекта является сравнение образовательной системы в Украине с около 80 странами мира через оценку компетенций учащихся по чтению, математике и естественным дисциплинам. Это тест, оценивающий не грамотность школьников, а умение применять эти знания на реальной практике. Куратором тестирования стал эксперт по образованию Андреас Шляйхер.

Андреас, старт такой программы как PISA очень важен для Украины. Расскажите, пожалуйста, более подробно об этом проекте. Почему именно сейчас вы решились на запуск этой программы для Украины? И кто является инициатором этого проекта?

Инициатором этого проекта стала министр образования Украины, именно от нее мы услышали заинтересованность. Приятно, что она понимает важность такого проекта для украинских школ.

Основной замысел проекта PISA заключался в том, чтобы дать как можно большему количеству стран — как богатых, так и бедных — возможность сравнить уровень их образования с мировыми лидерами, определить их сильные и слабые места, а также увидеть, как можно улучшить качество образования.

Можете ли уточнить размер необходимого инвестирования для реализации проекта?

Я являюсь руководителем образовательных программ в 10 странах по всему миру, и мне тяжело назвать точные цифры. Эту информацию вам лучше будет уточнить в министерстве образования.

Можете уточнить, вы работаете напрямую с Министерством образования Украины, или у вас есть какие-то другие партнеры для этого проекта?

Да, мы сотрудничаем только напрямую с Минобразования. У них появился новый национальный центр оценивания при ведомстве, в обязанности которого в том числе входит координация всей деятельности, связанной с проектом в пределах страны.

Как долго длится тест PISA? И как долго готовятся к этому тестированию?

Тестирование длится два часа. Сама подготовка к тестированию составляет три года, потому что нам сначала нужно согласовать все детали тестирования с высшими органами страны, чтобы адаптировать его, учитывая все локальные особенности. Это не просто тест на оценивание знаний школьников, а этап улучшения всей системы школьного образования. Мы стараемся подготовить тест для детей таким образом, чтобы в будущем улучшить всю систему образования.

Реализация теста выполняется очень быстро, буквально две-три недели, а вот подготовка — это ответственный процесс, который требует времени.

Что уже было сделано для Украины за время подготовки к проекту?

Уже многое было сделано. Мы выборочно собирали информацию о школах, в которых будет проводиться тестирование, и старались создать для каждой школы такие задания, чтобы они не повторялись, но при этом были интересные. Подготовка к тестированию стартует уже совсем скоро. Мы запустим несколько пилотных версий тестирования, и тогда уже будем говорить о результатах.

Сколько школ и учеников должны пройти тестирование, чтобы увидеть первые результаты?

Все зависит от количества школ в стране и размеров самой страны. В Украине тестирование должно пройти как минимум в 220 школах. Можно, конечно, и больше, но это минимум.

У вас есть анкеты тестирования для учителей, что в них самое интересное?

В первую очередь мы хотим понять, какие системы мотивации учителей существуют, как они влияют на учеников. Хотим понять, чего им не хватает. Возможно, они видят какие-то проблемы в системе образования или у них есть какие-то идеи как улучшить ее. Либо они видят какие-то барьеры в их профессиональном развитии или в процессе преподавания.

Мы также смотрим, как учителя организовывают школьную жизнь для учеников, как готовятся к урокам, как они взаимодействуют с детьми и еще много моментов, которые составляют жизнь педагога в школе.

Во-вторых, мы хотим узнать, почему они выбрали именно эту профессию и соответствуют ли их знания профессиональной практике. Возможно, у них есть какие-то знания из других сфер, которые могут помочь в преподавании. На самом деле, у нас к учителям очень много вопросов, потому что мы хотим узнать их лучше.

Какие действия предполагаются после проведения тестов и анализа информации? Что должна сделать Украина?

Как только мы соберем все данные, мы должны их проанализировать и понять, в чем проблема и над чем нужно работать. Нам нужно понять, что влияет на эти результаты и как их нужно исправить, чтобы улучшить систему образования. Понять, почему некоторые школьники ответили лучше, а другие — хуже. В чем состоит проблема — в учителях, в семье или в самой стране. Есть много таких деталей, которые влияют на результат.

Успешные страны — не те, кто разработали PISA, а те, кто учатся и улучшают свою систему образования с помощью PISA.

Хорошая система образования создается не в одночасье. Чтобы что-то получилось, надо поработать, и только потом получить результат. Яркий пример — Финляндия или Шанхай.

Страна должна понимать, что PISA — это не тот проект, который может работать на автомате. Некоторые страны просто проводят это тестирование, получают результат, выпускают отчетное исследование, и на этом все заканчивается. Это неправильно, я считаю, они теряют возможность улучшить систему для самих же себя.

Кто анализирует все эти материалы?

Мы работаем со многими нашими коллегами из Украины, в том числе с Национальным оценочным центром, с самим министерством. У нас есть много возможностей, чтобы привлечь разные организации, в том числе региональные и зарубежные. Есть множество возможностей для проведения исследований, аналитических расчетов и всего, что с этим связано.

Была ли у вас возможность ознакомиться с украинской образовательной системой? Что вы о ней думаете? Какая наша самая большая проблема?

Не могу точно ответить на этот вопрос, потому что у нас очень мало сравнительных данных о вашей стране. Проект PISA стартует здесь впервые, и у нас есть только образцы данных, которые, тем не менее, вполне совпадают с результатами из Восточной Европы и России — ученики очень много времени уделяют обучению и работают, грубо говоря, ради оценки, но потом, согласно результатам исследования, не знают, куда эти знания применять. И такие случаи очень часть встречаются в Восточной Европе. Я пока не знаю, какая ситуация в Украине, но думаю, мы столкнемся с подобными проблемами.