Вино как философия всей жизни. Иван Плачков о превращении главной любви в бизнес

Иван Плачков, пожалуй, самый известный винодел в Украине. Энергетик по профессии говорит, что с вином всегда был на "ты" и постепенно оно стало делом его жизни, наряду с энергетикой. Delo.UA продолжает проект "Бизнес-перевоплощения" и представляет интервью с создателем авторского вина "Колонист" Иваном Плачковым
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Можно ли сказать, что для вас виноделие — это хобби?

Не люблю слово "хобби"... Виноделие — это философия. Мудрее вина и хлеба человечество еще ничего не придумало. Вино сопровождает человека около 10 тысяч лет. Неспроста христианство ассоциирует вино с кровью христовой, а хлеб с телом христовым. Виноградная лоза — это самое гениально растение, оно в Библии упоминается десятки раз. Всевышний называет себя лозой виноградной, а своих детей — гроздьями. Высокая культура виноградарства, виноделия и потребления вина является обязательным атрибутом цивилизованного государства. Например, вся средиземноморская цивилизация родилась только благодаря высокой культуре виноградарства, виноделия и потребления вина. Пастер сказал, что в бутылке вина больше философии, чем во всех книгах мира

Когда для вас виноделие стало философией?

Она, видимо, была со мной всегда. Я родился в Придунайской Бессарабии, а в том крае, виноделием занимались еще со времен Древней Греции. Фракийцы делали лучшее вино и зерно и поставляли городам Древней Греции. Придунайская Бессарабия входила в состав Римской империи, а римляне не завоевывали землю, где нельзя делать вино. Вино было стратегическим продуктом для империи, у каждого легионера была норма 1,5-2 литра в сутки. Вино использовали не для того, чтобы пить. Им промывали раны, обеззараживали воду, это хороший антисептик. Потом было долгое время османского доминирования на этой земле. В конце XIX — ХХ веке в том регионе был бум виноградарства и виноделия. Одесский черный и Сухолиманский белый — сорта винограда, выведенные украинскими селекционерами, которые дают основу бренда украинских вин. Такого бренда долго не было. Люди знают грузинское, молдавское, французское. Сейчас у нас есть украинский сорт винограда, украинские саженцы, украинская земля, украинское вино. Мы гордимся, что наше вино стало визитной карточкой дипломатического корпуса Украины, его подают на приемах в Министерстве иностранных дел, во всех посольствах.

Как вы начали разбираться в вине?

Я болгарин, у нас всегда была высокая культура виноградарства и виноделия. Наверное, у меня просто генетическая память. Я выбрал профессию энергетика, но всегда вино было частью моей жизни, философией. Это передавалось из поколения в поколение. Мой дед делал вино. Я не видел, чтобы он когда-то пил воду, он пил только вино.

С чего начался "Колонист"?

Мы решили создать производство вина с чистого листа, но по высоким европейским стандартам. Посадили виноградники, сначала 3 гектара, потом 5, потом еще 5. Сегодня у нас 30 гектаров виноградников. По украинским масштабам это очень маленькое хозяйство. Мы производим до 200 тысяч бутылок вина, но делаем это на самом современном оборудовании, по самым современным технологиям, консультируемся с французскими виноделами. Наш проект состоит из пяти философий: мы делаем честное вино; делаем вино для всех, как для себя; наше вино должно быть желанным; мы хотим,чтобы наше вино стало частью судьбы его почитателей; мы его не распродаем.

Можете вспомнить первую созданную вами бутылку вина?

В моем родном селе была государственная станция сортоиспытаний растений, и мы занимались там микровиноделием, изучали все сорта винограда, которые существуют. Там были маленькие плантации, специалисты делали вино и изучали его на протяжении 5-15 лет. Потом финансирование прекратилось, но мы сохранили ту лабораторию. Первым нашим вином был полусухой рислинг, его разливали вручную, не было линии розлива.

Можно рассказать о главных отличиях вашего вина от других?

Не хочу сравнивать наше вино с другими. Но винный мир для меня делится на две части: есть вина авторские, а есть репродукции. Это как живопись. Есть много разных художников и они пишут разные картины. Есть картины очень дорогие, есть дешевле. Одни продаются на Sotheby`s, другие на Андреевском спуске. Но все это творения рук, у которых есть свои почитатели. А есть репродукции Босха, Рембрандта, Дали, Ренуара или Клода Моне. Это не настоящее искусство, репродукции ставятся на конвейер. С винами также, можно производить 5 миллионов бутылок, пока работает станок. Такие вина я считаю неживыми, они забальзамированы, это всего лишь репродукция. Авторские вина отличаются друг от друга. Не может у художника быть двух одинаковых картин, даже если он пишет копию своего произведения. Так и с вином. В этом году один и тот же сорт дает одно вино, в другом году — другое. И каждый винодел вкладывает в продукт свое видение, свою философию.

С чего начать людям, которые не разбираются в вине?

Каждый человек является самым квалифицированным дегустатором. Лучший дегустатор — это наш организм. Можно обмануть искусственными ароматизаторами рецепторы, но на плохое вино организм ответит изжогой, болью в затылке, даст о себе знать поджелудочная. Мы все разные, как и вина, как и картины. Меня вдохновляют Ван Гог и Ренуар, а вот от Писсарро я получаю меньший восторг. Также и с винами. Единственное, что объединяет хорошее вино — отсутствие отрицательных эмоций. Самый хороший показатель, если вы вдвоем с партнером в ресторане или где-то еще открыли бутылку вина, выпили и даже не заметили. Если вино с химией, ваш организм сразу проведет анализ и вам захочется минеральной воды, организм просит остановиться, но многие продолжают пить, деньги ведь уплачены, хотя вино должно доставлять удовольствие.

А вы какое вино предпочитаете?

Я люблю просто хорошее вино — белое, красное, игристые вина, шампанское. Для меня нет догмы, что с рыбой только белое, с курицей белое, а с мясом — красное. Все зависит от настроения, у меня очень широкий спектр выбора. Обычно летом пью белые легкие вина, вечером — красные. В лучших гостиницах Европы, где шведский стол, на завтрак всегда стоит ведерко с двумя видами шампанского, обязательно выпиваю пару бокалов. Дома не всегда, психологически еще не дошел, чтобы каждое утро выпивать по бокалу шампанского.

Врачи не ругаются?

Пастер говорил, что вино — самый гигиенический из продуктов. Вино не есть алкогольный напиток и не есть продукт питания. Вы можете себе представить средиземноморскую семью, французскую ли, испанскую, итальянскую или греческую, которая села бы обедать или ужинать без вина? Там вино не считается алкогольным напитком, и никто от него не отказывается по причине приема лекарств или беременности. Всевышний дал нам вино потому, что он нас любит и хочет, чтобы мы были счастливыми. Я не знаю врачей, которые бы сказали, что вино может быть вредно для здоровья. Американцы долго не могли понять, почему в средиземноморских странах меньше всего сердечно-сосудистых заболеваний и очень мало больших людей. Оказалось, что дело в ежедневном бокале вина. Вино растворяет жировые бляшки в сосудах, это хороший антисептик, оно ускоряет обменные процессы, богато аминокислотами и микроэлементами. А еще среди почитателей вина нет пьяниц.

Виноделие отражается на других сферах вашей жизни?

Конечно, очень позитивно. Когда я занимался только энергетикой, у меня был очень узкий спектр общения. А сейчас мир взорвался с точки зрения общения, мы проводим очень много дегустаций. У меня очень много друзей во всех странах, потому что вино — это объединяющая философия.

У вас есть в виноделии что-то вроде кумиров?

Лучше, чем в Бордо, вино не сделают нигде и никогда. Не потому что там терруар уникальный, вековые традиции, жесткий контроль, жесткая координация, все это привело к высочайшему качеству. Это уже у виноделов на уровне подсознания, как фильмы у Феллини или музыка у Моцарта. Во Франции 63 тысячи производителей, в Украине только 17, не 17 тысяч, а просто 17. Но у нас гигантский потенциал, наши вина оценивают. Я убежден, что пройдет не так много времени, и рядом с великими винами появятся украинские.

В чем изюминка украинских вин?

Хорошее вино — это терруар, это всегда вино местности. В Бордо уникальная почва, много минералов. Шампань создана для игристых вин, Эльзас славится десертными винами, испанские вина отличаются ароматом пряных трав. Наши вина по стилю схожи с винами Бордо и Пьемонта, но из-за большего количества солнечных дней и более жирной почвы, они более круглые, маслянистые. У нас очень большой потенциал, но его надо реализовывать. И так во всем. Можно комментировать, выступать по телевизору сутками, но это ничего не изменит. Надо умничать, но при этом идти в село. Мы с нуля начали делать вино, которое продается в центре виноделия Франции, в Бордо. Вина "Колонист" были дважды представлены в парламенте Великобритании, в посольствах Бельгии, Франции, Польши, Болгарии, Германии, Греции. Выдающийся винный эксперт Оз Кларк высоко оценил вина "Колонист" еще в 2011 году. Снова его высокую оценку Одесский черный получил уже в этом году в марте, а также украинское игристое Биссер. Мы все должны делать высококлассные вещи, это должно стать национальной идеей Украины. Идеально, когда в одном селе делают вино, в другом джем, который продается в Брюсселе и Праге, в третьем пуговицы, которые продаются в Стамбуле и Китае. Только тогда изменится наша страна. Что такое провинция? Провинция — это земля, на которой нет ничего высококлассного. Разве кто-то назовет Прованс провинцией? Ведь там Сезанн творил, там превосходное вино и кухня. Мы везде можем делать качественную продукцию, этим и надо заниматься, тогда все классно пойдет. Мы этого хотим, все этого хотят, значит, так и будет. Я оптимист и верю в нашу страну.