- Категория
- Экономика
- Дата публикации
МВФ взялся за украинских налогоплательщиков
Международный валютный фонд (МВФ) потребовал от правительства Украины улучшить сбор налогов в рамках программы по предоставлению стабилизационного кредита на $16,4 млрд. Предложения МВФ уже систематизированы в документе Кабмина, который называется «Национальный план по улучшению администрирования налогов». Ключевым требованием Валютного фонда является создание в Киеве единого офиса по обслуживанию крупных плательщиков налогов (КПН).
Об этом сообщил заместитель главы Государственной налоговой администрации (ГНАУ) Сергей Чекашкин. «Инициатор плана — МВФ. Готовил его Минфин, а мы (ГНАУ. — «ДЕЛО») были соисполнителями», — сообщил он. По словам Чекашкина, план был вынесен на рассмотрение Кабмина вчера, но правительство рекомендовало доработать его. «Сделаем мы это очень быстро и на следующем заседании правительства опять представим», — пообещал замглавы ГНАУ.
Сейчас в Украине с крупными плательщиками налогов работает девять офисов, восемь из которых расположены на юго-востоке страны. Предложение МВФ оставить только киевский офис идет вразрез с политикой Налоговой — об этом можно судить хотя бы по тому факту, что в начале сентября ГНАУ приняла решение открыть еще одну специализированную инспекцию по обслуживанию КПН — в Симферополе.
Специалисты Международного валютного фонда считают, что, отправив всех крупных налогоплательщиков «общаться» с киевскими налоговиками, правительство Украины снизит уровень коррупции, разорвав уже установившиеся тесные связи предпринимателей с местными мытарями. «Есть мнение, что это уменьшит коррупционные проявления», — подтверждает Чекашкин. Однако в Ассоциации налогоплательщиков Украины (АНУ) в этом сомневаются. «Конечно, основания считать, что создание единого офиса уменьшит взяточничество, есть, — говорит вице-президент АНУ Александр Карелин. — Но собственники предприятий — крупных налогоплательщиков стоят на политическом олимпе и для них не составит труда отстоять свои интересы».
Вынужденные планы правительства оставить лишь один офис по работе с крупными налогоплательщиками последними пока воспринимаются равнодушно. «Сейчас для предприятий актуальны совершенно другие проблемы — например,
7 млрд. грн. не возвращенного налога на добавленную стоимость (НДС)», — говорит Карелин. Об этом говорят и на самих предприятиях. «Нас интересует, когда же государство возместит нам НДС. Задолженность не погашена еще за июль, — возмущен генеральный директор Мариупольского меткомбината им. Ильича Владимир Бойко. — А где обслуживаться, в Киеве или Донецке, нам все равно». По его словам, перевод предприятия на обслуживание в Киев из Донецкой специализированной налоговой инспекции неудобств подчиненным не принесет. «Мы туда (в Киев. — «ДЕЛО») ездить не будем. Если им надо, пускай приезжают, как это делают сотрудники Донецкой инспекции, и проверяют», — говорит собственник ММК им. Ильича.
В отличие от Бойко, представители других крупных налогоплательщиков отмечают массу трудностей, с которыми они столкнутся, если их все же переведут на обслуживание в Киев. «Дистанционное общение не всегда дает позитивный результат. Тем более, когда речь идет о сотрудниках налоговой. Кроме того, специалистам головного офиса придется минимум несколько раз в неделю ездить в Киев. Зачем такие расходы средств и, главное, времени?» — спрашивает генеральный заместитель председателя правления ПриватБанка Юрий Пикуш.
С такими доводами соглашаются и в Налоговой, да еще и добавляют потенциальные проблемы «от себя». По словам Сергея Чекашкина, трудности возникнут на законодательном уровне. «МВФ требует включить единый офис в структуру центрального аппарата ГНАУ. Но это не позволит указанному органу проводить проверку налогоплательщиков, ведь этим, согласно законам «О системе налогообложения» и «О государственной налоговой службе», может заниматься только инспекция, а не администрация. Нужно будет вносить соответствующие изменения в законодательство», — говорит чиновник. По его словам, создать единую Киевскую инспекцию (именно инспекцию) также не получится, так как центральному аппарату подчиняются только администрации. «Все эти проблемы мы и постараемся решить, дорабатывая план», — говорит он.
К крупным налогоплательщикам ГНАУ относит предприятия, оценивая их по следующим основным критериям: совокупный валовой доход; общая сумма начисленных и фактически уплаченных налогов.
По словам Сергея Чекашкина, эти требования будут модернизированы, так как они были утверждены ГНАУ 11 лет назад и с тех пор не менялись (приказ ГНАУ «Об утверждении Порядка учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей)» от 19.02.98 г.).