Компромисс энергетической децентрализации

Процесс децентрализации в энергетике должен иметь свой предел, так как ее структура ограничена особенностями советской системы

Тренд децентрализации захватил Украину во многих сферах, в т.ч. в энергетике. Одними из главных аргументов за децентрализацию являются возможность привлечения ресурсов на местном уровне с целью их более эффективного использования. Однако к любому процессу реформирования нужно подходить разумно и с учетом специфики советского инфраструктурного наследия. Поэтому в энергетическом хозяйстве далеко не всегда требуется 100%-ная децентрализация.

Первым делом нужно понять, в каких отраслях хозяйства мы потребляем максимальные объемы энергии на производство единицы ВВП. В них следует искать возможности по достижению максимальной экономии путем изменения технологического процесса и внедрения современных технологий. В этом вопросе важно отталкиваться от опыта современных передовых компаний, которые разрабатывают энергоэффективные и энергосберегающие технологии. А также стран, которые озаботились проблемой энергоэффективности и газовой независимости задолго до того, как этот вопрос стал актуален для Украины. Использование этого консолидированного опыта позволяет сделать реальную оценку, где и сколько можно сэкономить.

В коммунальном секторе Украина чаще отталкивается от возможностей, нежели от потребностей. Подстраиваем вектор изучения этой проблематики к тому финансированию, которое есть сегодня. Например, доступно инвестирование Международного банка реконструкции и развития и кредитные средства Датского Фонда Чистых Технологий. Этот проект общей суммой $382 млн уже ратифицирован и утвержден постановлением Кабинета министров Украины №948 от 17.10.2013. В его рамках можно провести модернизацию городского теплоснабжения в 10 городах Украины и добиться существенной экономии. Более того, по 8 городам из 10 уже утверждены объемы траншевого финансирования. Координирует проект Минрегионразвития, но местным властям даны большие полномочия.

Это хороший пример здоровой децентрализации, позволяющий на местах провести анализ, найти проектные организации для разработки технического задания. Ведь необходимо найти наилучшее решение, которое скомбинирует централизованное и децентрализованное теплоснабжение, чтобы добиться сбалансированности системы в целом и получить максимальный эффект.

Иллюзорно думать, что устанавливая котельную на одно здание или микрорайон, мы добиваемся экономии в масштабах города или государства. Да, собственник того или иного помещения начинает за тепло платить меньше. Но система централизованного теплоснабжения с таким прерыванием потребления теряет гораздо больше. Ведь она рассчитана на то, что это здание или район будут потреблять тепло — такое условие было заложено при проектировании во времена СССР. А вот возможность гибкого управления этой системой не предполагалась. В итоге имеем негативный результат.

Правильный подход к модернизации теплоснабжения демонстрирует Дания, опыт которой применяется во всем мире. Возьмем для примера масштабный проект в Китае, выполненный датским специализированным генподрядным подразделением АББ в 2007 году. После изучения систем теплоснабжения города Даоли (Харбин) оказалось, что часть децентрализованных котельных не давали положительный эффект для системы в целом. Поэтому было принято решение заменить их системой центрального теплоснабжения с элементами гибкого управления и обратной связи. Было ликвидировано порядка 2 тысяч котлов. А в других местах наоборот отказались от централизованного теплоснабжения в пользу автономных котельных. Совокупно два этих подхода принесли максимальный эффект для энергоэффективности и экологии: ежегодное сокращение потребления угля на 300 тыс. тонн, выбросов CO2 в атмосферу — на 500–550 тыс. т; а также на 2,2 тыс. т SO2, на 11 тыс. тонн пыли и на 7,5 тыс. т сажи. Финансирование $130 млн. контракта осуществлялось посредством договора между КНР и Данией о Механизме Экологического Девелопмента (CDM). КНР в течении 5 лет вернул эти средства и за счет сокращения эмиссии CO2, достигнутой в результате реализации проекта, смог продавать свою квоту Дании в течение 10 лет за реальные деньги — по 10 долларов за тонну.

Но это лишь небольшой пример. Подобному масштабному переосмыслению подлежат огромное количество сфер и отраслей. Необходимо разобраться, каким образом их можно быстро и эффективно модернизировать, применяя незначительные и посильные меры. Это трансформация законодательства с учетом требований ЕС, привлечение и поддержка инвестиций. А также мониторинг потребления ресурсов, с которым в Украине колоссальная проблема. Многие показатели невозможно получить просто потому, что никто и никогда не думал, что это нужно будет считать и оценивать. Это пережиток советской системы, при которой энергетические ресурсы были "бесконечны".

На основании этих комплексных мер мы должны понять, на чем в первую очередь стоит концентрировать внимание. Это длинный путь поэтапных целенаправленных усилий, которые необходимо сонаправить в единой долгосрочной стратегии повышения энергоэффективности экономики страны с обязательными механизмами гарантированного стимулирования.

Где-то получится сэкономить на индивидуальных решениях, но где-то лучшим вариантом станет сохранение единой системы с применением новых технологий. Только так мы сможем получить масштабные эффекты, которые в дальнейшем будут позитивно влиять на конкурентоспособность экономики Украины.