НБУ курс:

USD

41,29

+0,07

EUR

44,97

+0,12

Наличный курс:

USD

41,58

41,55

EUR

45,25

45,12

Как Фонд гарантирования намерен бороться с "банками-зомби"

ФГВФЛ решил поменять принцип продажи активов банков-банкротов и нашел способ борьбы с судебными решениями

Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) в очередной раз решил поменять подход к продаже активов банков-банкротов. Среди главных новшеств — реорганизация Офиса консолидированных продаж после ухода Юлии Берещенко, внедрение принципа голландских аукционов и законодательные правки, которые позволят обойти судебные запреты на ликвидацию неплатежеспособных банков.

Через кого пойдут продажи

Юлия Берещенко, год курировавшая в Фонде направления продаж, ушла в отставку в начале марта этого года. Под ее руководством начались продажи активов банкротов через Prozorro, плюс к этому процессу привлекли две американские торговые площадки: DebtX и First Financial Network, которые должны помочь с реализацией объектов, находящихся в залогах по рефинансу НБУ.

Но с уходом Берещенко замену ей искать не стали, а ее "обособленному подразделению" вернули статус обычного департамента, отобрав часть полномочий.

"Консолидированный офис стал департаментом продаж. Параллельно с этим мы создадим отдельный департамент управления активами. На эту часть работы у Офиса просто не оставалось времени — настолько много было объектов, что ребята не справлялись. Еще один момент, почему мы решили разделить функции: нам нужно минимизировать возможность единоличных решений при продаже/управлении активами, будь то ликвидатор на уровне банка или глава профильного департамента", — заявил журналистам директор-распорядитель ФГВФЛ Константин Ворушилин.

По его словам, департамент управления активами пока находится на стадии набора персонала. Останутся ли в структуре Фонда те 40 человек, которые работали в консолидированном офисе продаж при Берещенко, в ведомстве не уточняют.

Как будут продавать

Неформально направление продаж теперь курирует недавно назначенная на должность заместителя директора-распорядителя ФГВФЛ Светлана Рекрут. Команде Юлии Берещенко удалось перенести продажу активов банков-банкротов с не всегда прозрачных электронных площадок на базу системы Prozorro.Продажі, что позволило увеличить количество аукционов со 100-200 до 600-800 в месяц. Сейчас Фонд намерен изменить сам принцип продаж.

В первую очередь это касается формата аукциона. Как поясняет начальник отдела организации и мониторинга процессов департамента консолидированных продаж ФГВФЛ Илья Михайлов, раньше все происходило по логике "гибридных аукционов", когда в целом при продаже действовал принцип голландского аукциона (то есть с понижением цены), но в рамках одних торгов все происходило на основе английской модели, где цена повышалась.

"Мы хотим перейти на классическую голландскую схему. Если в рамках одного дня покупателей на актив не найдется, цена будет понижаться автоматически через определенные промежутки времени, начиная от номинальной стоимости активов. Нижняя планка снижения — 30% от первоначально заявленной цены", — рассказывает Михайлов.

Как уточняет Михайлов, невостребованные активы, которые дойдут до 30% от номинала (в целом на продажу одного объекта дается 8 торгов), будут сняты с продажи и объединены в пулы. Как вариант Фонд намерен формировать пулы из активов одного банка (в пилотном проекте будет участвовать Аквтокразбанк). Такие объекты также пойдут на продажу через Prozorro, но уже с использованием разных схем аукционов.

Вопрос цены

Еще одно новшество — переход на номинальные цены активов. Это балансовая стоимость, указанная в официальном балансе банка перед банкротством. В Фонде осознают, что эти цифры в большинстве случаев будут завышенными, однако уверяют, что за счет автоматического снижения, рынок очень быстро увидит приемлемые для себя суммы.

"Мы хотим отказаться от оценочной стоимости активов в пользу номинального показателя. Благодаря этому, мы сможем выставлять активы на продажу практически сразу — где-то на 5 месяцев быстрее, чем это у нас выходит сейчас, когда нам приходится ждать, пока сформируется ликвидационная масса и определится оценочная стоимость активов банка", — говорит Светлана Рекрут.

По ее словам, это не значит, что Фонд собирается полностью отказаться от услуг независимых оценщиков. Определенные ими цены на активы будут, как и прежде, служить планкой, ниже которой Фонд не имеет права выставлять объект на торги.

"Изначальная цена не может быть ниже оценочной стоимости, но это не значит, что она не может быть выше. К тому же после переориентации на номинальную стоимость исчезнут причины для сомнений по поводу ее справедливости. Окончательную цену актива будем определять не мы и не оценщики, а сам рынок", — поясняет Рекрут.

Новый подход ФГВФЛ намерен протестировать во время пилотного проекта, в котором будут участвовать 70 из 87 ликвидируемых финучреждений. Общая балансовая сумма активов банков в управлении Фонда — 470 млрд грн, оценочная — едва превышает 100 млрд.

Борьба с должниками

По мнению Светланы Рекрут, новая система, которая предусматривает объединение в пулы невостребованных активов, поможет создать в Украине рынок проблемной задолженности. По данным Фонда гарантирования, после банкротства банков исправно погашать свои задолженности продолжают только 5% заемщиков.

Для борьбы с этим явлением ФГВФЛ договорился с Бюро кредитных историй, и уже через два месяца передаст ему информацию о всех "плохих должниках", которые брали кредиты в неплатежеспособных банках.

"Мы систематизируем работу с Бюро — нам это нужно, чтобы живые банки понимали, кому можно давать кредиты, а кому — нет. Это касается как физлиц, так и юрлиц. Выходит, что кто-то украл у банка деньги, а мы должны за это расплачиваться. И мало того, эти же заемщики идут брать новые кредиты", — говорит Константин Ворушилин.

По его словам, у заемщиков, которые хотят сохранить свою репутацию осталось два месяца, чтобы погасить задолженность перед банкротами — дальше Фонд передаст всю информацию в БКИ.

Суды и "банки-зомби"

Это касается и заемщиков банка "Михайловский", который недавно присоединился к числу "оживленных" судами финучреждений. Суд признал ликвидацию "Михайловского" незаконной, но в Фонде призывают в первую очередь заемщиков банка не обращать на это внимания.

"Ликвидация идет, решение суда не окончательное. Но в любом случае, уже доказано превышение служебных полномочий менеджментом "Михайловского". Троим вручено подозрение, еще по восьми у нас есть доказательства. Мы обязательно передадим их правоохранителям", — говорит директор департамента расследования противоправных действий Фонда гарантирования Екатерина Мысник.

Призывают игнорировать чиновники Фонда и на другое судебное разбирательство — по делу финкомпании "Фагор", которое уже также дважды дошло до Верховного Суда.

"У нас было два круга судебного рассмотрения по поводу ничтожности сделки о передаче кредитного портфеля от "Михайловского" к финкомпании "Фагор". Первый круг мы проиграли все три инстанции, но Верховный суд приостановил действие этих решений. Второй круг касался уже других оснований для признания договора переуступки ничтожным. Мы проиграли первую инстанцию, потом выиграли апелляцию, но не так давно проиграли кассацию. Здесь мы тоже намерены дойти до Верховного Суда", — рассказывает замглавы ФГВФЛ Виктор Новиков.

По словам Екатерины Мысник, в целом сейчас Фонд судится с 18 банками, ликвидацию которых суды разных инстанций признали незаконной. 10 из них уже дошли до рассмотрения в Верховном Суде.

В Фонде нашли способ борьбы с этим явлением. Речь идет о небольших правках в "заключительных положениях" Закона "О системе гарантирования вкладов". Суть их проста: ликвидация банка продолжается, несмотря на промежуточные решения судов нижних инстанций. По словам Виктора Новикова, изменения сейчас находятся на рассмотрении в комитете Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности.