- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Финансы
- Дата публикации
Страховщики не сумели заработать на Евро-2012
Украинские страховщики сумели заработать чуть более 11 миллионов из анонсируемого накануне Евро-2012 миллиарда гривен. Это составляет около 1% ожидаемых страховых премий.
"Рынок страхования думал, что он потенциально сможет освоить большое количество денег, которые гипотетически могли бы быть заложены в бюджеты строительства крупных объектов (строительство аэропортов и стадионов за госсредства. — "Дело"). Но государство не заложило в смету строительства деньги на страхование, и рынок столкнулся с тем, что осваивать практически нечего, — утверждает Галина Третьякова, генеральный директор Украинской федерации страхования. — Объектов, которые готовились под Евро-2012 и страховались, — единицы".
Львов показал пример
Среди наиболее привлекательных объектов были стадионы и аэропорты городов, принимающих чемпионат. "В рамках государственного бюджета страховался только Львов. Объекты в других городах, в том числе и НСК "Олимпийский", не страховались", — объясняет Валерий Жалдак, заместитель председателя Национального агентства по подготовке Евро-2012.
По подсчетам агентства, это около трети всех объектов, которые финансирует государство при подготовке к континентальному первенству.
При этом он отметил, что по украинскому законодательству страховать строительно-монтажные риски не обязательно. "Конкретные требования по страхованию каких-либо объектов Евро-2012 в Договоре о проведении Финального турнира чемпионата Европы УЕФА 2010/2012 по футболу отсутствуют, — говорит он. — УЕФА обязывает принимающую футбольную ассоциацию осуществить полное страхование рисков и объектов исключительно в соответствии с действующим украинским законодательством".
Хочешь застраховать объект — заплати посреднику
По словам Василия Дужака, директора департамента организации и развития продаж страховой компании "PZU Украина", на свободный рынок попадет только 20% всех страховых платежей, связанных с подготовкой и проведением европейского чемпионата. Причем это только те проекты, которые финансируют частные организации.
"Если речь идет о страховании объектов государственного значения, мы уже даже не принимаем участия в тендерах: выиграть их практически невозможно", — сетует Василий Дужак.
По словам операторов рынка, объясняется все довольно просто. "Без комиссионного вознаграждения "отдельным" лицам тендеры не обошлись", — говорит эксперт, пожелавший не называть своего имени. Он утверждает, что сумма "откатов" на тендерах по страхованию составляет от 10% до 95%. "Все зависит от наглости чиновника", — резюмирует специалист.
Высокую комиссию посредникам вынуждены платить и компании, которые создавались специально под крупные объекты. "Страховые компании зачастую создаются под какие-то утилитарные цели, — говорит Галина Третьякова. — Они не имеют договоров перестрахования, не имеют опыта принятия уникального объекта на риск. Это игра в рулетку". Участники рынка утверждают, что увидеть такие компании при проведении тендера на крупные объекты несложно.
Что застраховали
Всего из профинансированных государством объектов застрахованы только два: Львовский аэропорт и стадион "Арена-Львов". Ответственность за строительство аэровокзала разделили "Украинская страховая группа", которая находится на шестом месте по объему собранных чистых премий среди отечественных страховщиков (за 9 месяцев 2011 года), и "HDI страхование", занимающая 50-е место по тому же показателю.
Примечательно, что страхование строительно-монтажных работ на стадионе "Арена-Львов" полностью взяла на себя "HDI страхование".
Владислав Волощук, заместитель председателя правления "HDI страхование", отмечает: несмотря на то что компания не входит в число крупнейших в стране, она является частью одного из мировых страховых гигантов — Talanx International АG.
"Мы перестраховываем большую часть наших крупных рисков в материнской компании", — говорит он. При этом стоит отметить, что все договоры страхования заключались осенью прошлого года, а договор на страхование строительства стадиона "Арена" почти на 4 млн. гривен — всего за 19 дней до его официального открытия. Однако детали договора компания отказалась комментировать, ссылаясь на конфиденциальность информации.
Кроме крупных объектов, страховщики активно сотрудничали с негосударственным сектором, однако его влияние на рынок практически невозможно подсчитать. "Некоторые объекты потенциально могут иметь связь с Евро-2012 (например, гостиницы), — объясняет Наталья Чернова, директор Департамента андеррайтинга и продукт-менеджмента СК "АХА Страхование". — Но точно сказать мы не можем, т.к. при согласовании условий клиент не заявлял о какой-либо связи объекта с чемпионатом".
Как сообщало "Дело", Евро-2012 принесет Украине $8 млрд. убытков.
Крупнейшие застрахованные объекты, которые готовились к Евро-2012
- "Реконструкция аэродрома ГП "Международный аэропорт "Львов" — страховщик ПАО "Страховая компания "Украинская страховая группа", стоимость 2,8 млн. грн.;
- "Реконструкция существующего пассажирского терминала и внешних сетей ГП "Международный аэропорт "Львов" в части "Строительство внешних инженерных сетей" — страховщик ПАО "HDI страхование", стоимость 3,6 млн. грн.;
- "Строительство нового аэровокзала ГП "Международный аэропорт "Львов" — страховщик ПАО "HDI страхование", стоимость 2 млн. грн.;
- "Строительство стадиона по ул. Стрыйской-кольцевой дороге в г. Львове" — страховщик ПАО "HDI страхование", стоимость 3,8 млн. грн.
Данные Национального комитета по подготовке Евро-2012 и Дирекции по строительству объектов к Евро-2012 в г. Львове.