10 причин продать бизнес

Мирослав Табахарнюк, Вице-президент УСПП, называет причины, которые заставляют задуматься собственников о будущем своего бизнеса

1 Продажа бизнеса — это прибыль на несколько лет вперед, для получения которой есть свое время и свое место. Взять уже ставший классическим пример банковского сектора. Времена, когда украинские финучреждения продавались с мультипликатором (цена/капитал) 4.0-5.0, уже давно позади, и сейчас успешным для продавцов при продаже считаются 1.0-1.5 капитала. Если посчитать упущенную прибыль собственников, которые не продали свои банки в 2005-2007 годах, суммарно она превысит 1 трлн. грн.

2 Опыт прошлых лет показал, что в кризис лучше иметь свободные денежные средства, чем денежные обязательства. Учитывая ситуацию на мировых рынках и ожидаемую вторую волну, освобождение от текущих обязательств не только избавляет от лишней головной боли, но и открывает перспективы новых возможностей. В том числе и для покупки подешевевших активов.

3 Нужно своевременно выйти из бизнеса, пока вас из него не выбросили. Согласно прогнозам большинства экспертов, самое позднее время для очередного витка кризиса наступит в 2013 году, соответственно, необходимо успеть продать бизнес к этому времени.

4 Борьба за конкурентные преимущества с каждым годом ужесточается и требует все больших инвестиционных усилий. К тому же последние два года потребление отстает от производства, и многие компании уже начали работать "на склады". Это приводит к ужесточению конкуренции, снижению цен и в итоге — доходов. Одновременно небольшим производителям все чаще приходится сталкиваться с диктатом цен со стороны крупных компаний, выдерживать давление которых становится все труднее. Стоит ли игра свеч?

5 Сама по себе продажа бизнеса — это уже способ избавления от состояния заложника бизнеса. А также нейтрализация зависимости от цикличности развития экономики в целом и отдельных отраслей, в частности.

6 Процессы мировой глобализации неотвратимы, и Украине их также не избежать. Публичные транснациональные компании требуют улучшения показателей. В 2012 году это будет возможно лишь за счет экстенсивного роста, то есть посредством трансакций M&A. Учитывая, что корпоративный сектор сейчас богат на кэш, 2012 год должен стать годом покупателей. Это подтверждают и международные оценки, согласно которым прогнозируется увеличение М&А-активности на треть.

7 Благодаря Евро-2012 следующий год будет благоприятным с точки зрения активизации процессов в украинской экономике. Это позволит использовать более выгодные мультипликаторы при оценке бизнеса с целью его последующей продажи. Украина все еще остается недооцененным рынком, что делает ее приоритетной страной для инвесторов. Поэтому необходимо использовать свой шанс на новые идеи и проекты.

8 Стоимость активов в Украине в 2013 году будет существенно ниже из-за прогнозированного пика кризиса. Это может привести к массовому оттоку капитала с развивающихся рынков и снизить привлекательность украинских активов. Следующий же 2012 год будет некой лакмусовой бумажкой не только для украинского рынка, но и для мировой экономики. Нужно успеть.

9 Перед парламентскими выборами будут необходимы средства для предвыборных кампаний кандидатов. А значит, может усилиться давление на бизнес. Впрочем, уже сегодня на рынке есть ряд прецедентов, которые заставляют задуматься над этим пунктом особенно внимательно.

10 Возможно, именно следующий год — это время для реализации себя не только в бизнесе, но и в других направлениях. Например, стоит уделить больше внимания семье, искусству, культуре, меценатству. Открыть для себя новую страну или прочитать откладываемые годами книги.