45 тысяч

Сколько Украине необходимо работников гостиничного хозяйства?

Через год Евро-2012. Дискуссий на эту тему "готовы-не готовы" — десятки страниц в Google. Меня как менеджмент-консультанта по вопросам человеческих ресурсов больше интересует вопрос: кто будет обслуживать гостей во время визита в Украину?

Недавно я был на ежегодном гостиничном саммите. Отельеры, все как один, на вопросы о готовности к турниру с небольшим раздражением машут рукой: "Достали уже со своим Евро. Нехватки людей нет. Есть проблема с качеством. В первую очередь — знание английского".

Действительно, даже при наличии проблем в системе образования существующий отельный бизнес научился решать кадровые проблемы. Год назад мы провели исследование среди руководителей служб по персоналу об использовании HR-услуг и HR-аутсорсинга в более чем ста отелях категорий 3, 4, 5 звезд. Почти все гостиницы ограничились дообучением уже существующего персонала, около 20%, то есть пятая часть, использовали услуги внешних компаний для подбора персонала. О Евро-2012 большинство респондентов ответили почти в унисон: "Так еще ж два года до футбола".

Но если посмотреть на текущее положение сквозь призму цифр и сравнительных примеров из других сегментов рынка труда, понимаешь, что текущее положение может резко измениться в связи с вводом в эксплуатацию того количества гостиничных номеров, которое необходимо сдать к Евро-2012.

Исходя из обязательств, сдать 7300 номеров (5, 4, 3 звезды) только в Киеве, согласно международным стандартам индустрии гостеприимства, понадобится 15 тыс. человек. Добавьте к этой цифре еще три города и мы получим около 45 тыс. человек. Это требования УЕФА.

Много это или мало? При рассмотрении абсолютной цифры в масштабах страны — немного. Если же сравнить по размеру с каким-либо предприятием, то эти цифры сопоставимы с, например, двумя с хвостиком "Азовсталями" (20 тыс. работников) или примерно всем Мариупольским металлургическим комбинатом им. Ильича (50 тыс. работников). То есть Евро-2012 — это предприятие с количеством обслуживающего персонала, по самым скромным оценкам приравненное к двум "Азовсталям" и Одесскому морскому торговому порту (3500 работников) в придачу.

Второй вопрос к квалификации. Может быть, можно набрать людей с улицы и за неделю обучить? Учитывая, что основная потребность в 4-5-звездочном сегменте около 15 тыс. номеров, квалификация людей должна соответствовать звездности.

Если этих специалистов не возникнет в "природе", то большая промоакция для отельного бизнеса под названием "Евро-2012" будет провалена, т.к. о стране во многом судят по наличию туристической инфраструктуры, в которой отели занимают первое место!

Откуда эти специалисты могут взяться в таком количестве и качестве? Самый простой путь — научить, ведь качество и количество известны. А в государственных масштабах для этого нужно: осознать размеры проблемы, построить коммуникационную программу по привлечению людей, переобучить, понять, какие вузы и ссузы способны это сделать, создать тренинговый центр... За столь короткие сроки до Евро-2012 все это неисполнимо.

Второй вариант — переманить их оттуда, где они сейчас работают, и дообучить самостоятельно. Для нового бизнеса проблема решается, но рынку станет хуже. Нуждающимися станут компании, выступившие донорами. Плюс часто персонал переходит на новую работу с повышением зарплаты, вызывая этим повышение стоимости в сегменте. Итог: рынок получит "бурю в стакане", вызванную переходами и активацией систем корпоративного обучения и связанных с этим затрат, что скажется на операционной прибыли.

Третий вариант — трудовая миграция. Самое приятное — думать, что как-то удастся привлечь на месяц-другой высококвалифицированный персонал из Восточной Европы и Турции с Египтом. Но скорее всего, самостоятельно приедут специалисты из южных и западных областей Украины, денег же вкладывать в обучение заезжих на пару месяцев специалистов никто не захочет и сервис может остаться на "гуцульском уровне".

"Затишье" в отельном бизнесе вскоре может раскрыться в очень интенсивную и масштабную кампанию по найму нового персонала, в ходе которой стоимость повысится, затраты на развитие и обучение резко возрастут.

Проблема с персоналом вот-вот нависнет и требует решения уже сейчас. Хорошо, если новый отель будет принадлежать к международной сети и иметь полный набор необходимого персонала на борту нужной квалификации в нужное время. Локальные отели и отдельные операторы при объединении усилий могут разрабатывать собственные обучающие центры и программы привлечения обученных специалистов и менеджмента из-за пределов Украины. Вполне вероятно, что сегмент консалтинга, связанный с развитием и обучением, найдет для себя ниву для получения гонораров в гостиничном бизнесе в ближайшее время. И молодым людям и специалистам, готовым к переквалификации, уж точно следует немедленно обратить внимание на сегмент гостиничного бизнеса, где самое время начинать строить карьеру!