НБУ курс:

USD

41,34

--0,04

EUR

43,95

+0,01

Наличный курс:

USD

41,60

41,52

EUR

44,10

43,85

9 вопросов и ответов о будущем еврозоны

Как повлияет финансовая помощь Греции на перспективы существования еврозоны
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие



1

Европейские правительства опасаются, что Греция скоро может стать неплатежеспособной. В этом году страна должна получить 53 млрд. евро кредитов, чтобы погасить старые долги, осуществить выплаты по процентам и профинансировать текущий бюджетный дефицит. В мае Греции необходимо было выплатить 11,6 млрд. евро. Остро стоял вопрос, сможет ли страна осуществить выплаты по 10-летнему облигационному займу на сумму 8,5 млрд., срок которого истекал 19 мая. Однако 12 мая греки получили 5,5 млрд. евро от МВФ, а 18 мая — 14,5 млрд. евро от десяти стран Евросоюза. Это стало первым траншем в рамках трехлетней программы кредитов ЕС и МВФ на общую сумму 110 млрд. евро. Взамен Грецию обязали за три года провести сокращение бюджета на общую сумму 30 млрд. евро. Если бы стране не удалось получить кредит, ей угрожало бы банкротство. Тогда и у других задолжавших значительные средства государств, таких как Португалия, Испания, Ирландия и Италия, возникли бы трудности в получении займов, и Европейский валютный союз оказался бы на грани краха.

2

В апреле ЕС и МВФ решили выделить Греции 45 млрд. евро. Евросоюз планировал предоставить кредит в размере 30 млрд. евро сроком на три года по ставке в 5% годовых. Оставшиеся 15 млрд. евро Греция должна была получить от МВФ. Однако с учетом резко ухудшившейся финансовой ситуации оказалось, что этих средств недостаточно. Поэтому 2 мая министры финансов стран ЕС утвердили пакет помощи Афинам в размере 110 млрд. евро, из которых 80 млрд. евро должны предоставить государства еврозоны, остальные 30 млрд. — МВФ. Пакет помощи будет выплачен в течение трех лет. В течение 2010 года Греция получит от стран еврозоны 30 млрд. евро. Доля каждого государства в пакете помощи Греции рассчитывается из его участия в капитале Евроцентробанка. Для Германии это, например, 28%. Следовательно, федеральное правительство в 2010 году должно внести 8,4 млрд. евро, а всего в течение трех лет ФРГ перечислит 22 млрд. евро. Соответственно, немцы в рамках европейского кредитного механизма внесли и наибольшую часть средств в первый транш для Греции (составляющий 14,5 млрд. евро) — 4,4 млрд. евро. Франция предоставила 3,3 млрд., Италия — 2,9 млрд. Остальная сумма была получена от Испании, Нидерландов, Австрии, Португалии, Люксембурга, Кипра и Мальты.

3

В принципе, помощь стран еврозоны планировалась только как Ultima Ratio (последний довод), если Греция не сможет больше на приемлемых условиях заимствовать деньги на рынке капиталов. В этом случае она должна подготовить заявку на необходимые кредиты, которая затем будет проверяться Еврокомиссией и ЕЦБ, а потом единогласно одобряться странами еврозоны. И 11 мая греческое правительство обратилось к Евросоюзу и МВФ с официальной просьбой о выделении антикризисного кредита.

Однако Греция получит в виде специальных кредитов в 2010-2012 годах выделенные ей 110 млрд. евро при условии реализации Афинами программы жесткой экономии, которая позволит снизить дефицит госбюджета до допустимого в ЕС уровня в менее чем 3% ВВП. Чтобы получить кредитные деньги, греческое правительство приняло пакет жестких экономических мер, включающих сокращение зарплат и пенсий, а также повышение налогов.

При этом выделение средств странами еврозоны запланировано через государственные банки. Правительство Германии, например, поручило предоставление займа государственной банковской группе KfW. В этом случае долговые обязательства Афин не будут отражены в федеральном бюджете. Кроме того, вне бюджета останутся и кредиты, который KfW должна будет брать для рефинансирования помощи. Поскольку группа относится к банковскому сектору, ее обязательства не учитываются при расчете Маастрихтских требований по уровню дефицита и госдолга.

4

Экономисты Вильгельм Ханкель и Иоахим Штарбатти обещали подать иск в Федеральный конституционный суд Германии, если деньги потекут в Грецию. Они аргументируют это тем, что решение о предоставлении кредитов нарушает статью 125 Договора о функционировании Европейского Союза. Однако среди юристов это считается спорным вопросом, поскольку статья 122 позволяет оказывать помощь членам еврозоны, "если государство-член вследствие чрезвычайных событий, на которые оно не может повлиять, попало в сложную ситуацию". Однако было бы ошибочным утверждать, что греки не имеют никакого отношения к тому тяжелому положению, в котором они сейчас находятся. Но европейские правительства могут аргументировать предоставляемую помощь тем, что к эскалации ситуации в Греции привел финансовый кризис. Немецкое правительство, например, уверено, что его действия должны оцениваться по тому, что произошло бы, если бы оно ничего не делало. Таким образом, можно создать целую цепь аргументации, согласно которой канцлер Ангела Меркель, предоставив кредиты Греции, предотвратила нанесение экономического ущерба своему народу.

5

МВФ может предоставлять краткосрочные кредиты со сроком погашения до трех лет. Отдельные транши будут выплачены, как только Греция начнет реализовывать оговоренные реформы. Однако исследования показывают, что программы МВФ часто терпят неудачу. Так, примерно в 60% случаев цели экономии не достигаются, а реформаторские усилия заемщиков ослабевают уже через год.

6

Прежде всего, кредиторы Греции. К ним относятся иностранные банки, которым Афины должны в целом примерно $302 млрд. Львиная доля приходится на французские институты ($75,5 млрд.), далее на кредитные учреждения из Швейцарии ($64 млрд.) и Германии ($43,2 млрд.). Если бы дошло до госбанкротства, банки должны были бы списывать большую часть своих требований. Это стало бы нагрузкой на собственный капитал финучреждений. И немецкие банки, например, могли бы ходатайствовать перед Госфондом стабилизации финансового рынка (Soffin) о вливаниях в их собственный капитал. Таким образом, правительство Германии стало бы совладельцем банковского учреждения и имело бы влияние, например, на решения по премиальным выплатам. Однако спасение Греции позволило банкам избежать обращения в стабфонд и социализировать свои потери.

7

Помощь в размере 80 млрд. евро означает, что каждый грек будет должен Евросоюзу 7105 евро. Вернуть эти деньги стране будет непросто, но и кредиторам придется нелегко. Люксембург сможет помочь Греции 180 млн. евро, но для этого каждый люксембуржец должен заплатить 418 евро. По уровню выплат на душу населения Люксембург занял первое место в еврозоне, подсчитали в ЕЦБ и Статуправлении ЕС. На втором месте жители Ирландии со взносом в 294 евро с человека. А вот в Германии, хотя страна и взяла на себя наибольший взнос в размере 30%, с каждого бюргера причитается всего по 272 евро.

110 млрд. евро получит Греция в ближайшие три года

8

Нет. И после согласия оказать помощь греки должны будут платить на рынке высокие проценты — свыше 6%. "Высокие проценты — это гвоздь в гроб долгосрочной платежеспособности Греции, — опасается управляющий имуществом Берт Флоссбах. Он ожидает на 2012 год уровень долга в 140% ВВП. — До тех пор средняя процентная ставка из-за смены старых новыми, более дорогими облигациями возрастет с почти 4% сегодня до почти 6%". В этом случае одни только выплаты по процентам составят примерно 20 млрд. евро и поглотят 38% госдоходов. Для того чтобы привести бюджет в порядок, экономика Греции должна расти. Однако это потребует многолетней "варварской экономии" с низкими зарплатами и растущим производством.

9

Это выведет из игры механизм рыночных санкций. Таким образом, объективное давление, заставляющее Грецию проводить оздоровление госбюджета, будет снижаться. А возможности МВФ и стран еврозоны вынудить страну провести необходимые реформы, несмотря на декларируемые намерения, остаются под вопросом. С другой стороны, возрастает опасность того, что примеру Греции последуют другие государства, поскольку помощь направлена на нивелирование последствий долговых интриг. Таким образом, валютный союз находится перед угрозой опуститься до уровня долгового и трансфертного союза, который истощает экономику богатых стран. В этом случае растущую гору долгов можно будет снести только за счет высокой инфляции. Поэтому в традиционно устойчивых странах будет нарастать политическое давление с требованием покинуть валютный союз.