Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Администратор НПФ: как снизить риски работодателей и риски участников пенсионных фондов

При обсуждении темы финансовых рисков обычно рассматривают лишь риски инвесторов. Но при организации негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) рискуют обе стороны — работодатели-плательщики с участниками пенсионных фондов, а также субъекты НПО и, в

При обсуждении темы финансовых рисков обычно рассматривают лишь риски инвесторов. Но при организации негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) рискуют обе стороны — работодатели-плательщики с участниками пенсионных фондов, а также субъекты НПО и, в первую очередь, администратор НПФ. Первые рискуют потерять деньги, а администратор фонда — еще и свое доброе имя на рынке. И если первые уже, возможно, обрели горький и ценный опыт отношений с "трастовыми" компаниями, то вторые только выступают в роли начинающих и не полностью осознают, с какими неожиданностями им предстоит столкнуться при осуществлении администрирования пенсионных фондов

Работодатель-плательщик и участник НПФ: не потерять заработанное

Опыт прошлых лет свидетельствует о том, что большинство финансовых структур (за исключением банков), работающих со средствами населения, появилось раньше, чем были приняты законы, регламентирующие их деятельность. Вероятно, именно это вызывало проблемы, с которыми сталкивались финансовые структуры в своей работе.

С негосударственными пенсионными фондами этого не произойдет. Реформирование пенсионной системы и образование НПФ — инициатива самого государства. Вначале Верховная Рада приняла специальный закон. В течение последующего года законодательная база была подкреплена несколькими десятками нормативно-правовых актов контролирующих госорганов. И только после этого началась государственная регистрация субъектов негосударственного пенсионного обеспечения.

Сегодня можно смело утверждать: безопасность вкладчиков и участников НПФ гарантируется законом. Это не пустые слова. Судите сами.

Во-первых, направления инвестирования, персонифицированный учет пенсионных активов и права работодателей-плательщиков с участниками фондов четко регламентированы. Еще более жесткая ответственность за их нарушение, например, возлагается на администратора пенсионных фондов. Так, если администратор причинил ущерб вкладчикам и участникам НПФ, то он отвечает всем своим имуществом, при этом его собственный капитал должен составлять не менее 500 тыс. евро.

Во-вторых, закон обязывает администратора, компанию по управлению активами и банк-хранитель незамедлительно (в течение одного дня) ставить в известность государственные контролирующие органы и совет пенсионного фонда о допущенных нарушениях кем-либо из названных субъектов НПО для принятия необходимых мер.

В-третьих, предприятия-учредители НПФ сами решают вопросы деятельности фонда. Каждый из учредителей делегирует своего представителя в совет негосударственного пенсионного фонда, который коллегиально и самостоятельно определяет направления инвестирования пенсионных активов, а также заключает соответствующие договоры на обслуживание фонда с администратором, компанией по управлению активами и банком-хранителем. В случаях, если администратор или другой субъект НПО не справляются со своими профессиональными обязанностями или выполняют их ненадлежащим образом, совет пенсионного фонда имеет право освободить их от занимаемых должностей.

В-четвертых, пенсионные активы фонда отделены от собственных денежных средств администратора, КУА и банка-хранителя.

В-пятых, законодательно закреплено положение о том, что негосударственный пенсионный фонд не может быть признан банкротом. Он регистрируется и осуществляет деятельность как неприбыльная организация.

В-шестых, деятельность названных субъектов негосударственного пенсионного обеспечения контролируется, помимо правоохранительных органов, еще четырьмя специализированными государственными органами: Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг, Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, Антимонопольным комитетом Украины и Национальным банком Украины.

В-седьмых, законодатели четко определили условия, в соответствии с которыми диверсифицируются финансовые риски при инвестировании пенсионных активов и которые обязательно раскрываются в инвестиционной декларации пенсионного фонда.

Необходимо упомянуть и о выявленных на практике недостатках в действующем законодательстве о негосударственном пенсионном обеспечении, которые могут влиять на возрастание рисков вкладчиков и участников НПФ. Обратимся к такому термину, как "дата попередження" о выходе предприятия из состава учредителей или работодателей-плательщиков пенсионного фонда. В законе эта процедура не описывается. А между тем, с этой датой у НПФ могут возникнуть большие неприятности и риски. Ведь с "дати попередження" у фонда прекратятся и одновременно возникнут серьезные финансовые и организационно-правовые обязательства. Поэтому на данном этапе желательно в уставе пенсионного фонда выписать всю процедуру такого "попередження": порядок, субъектный состав, форму "попередження" и прочее.

К сожалению, в Законе Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении" также не раскрыт и порядок реорганизации (в отличие от ликвидации) пенсионного фонда. А ведь порядок реорганизации НПФ отнесен законом к обязательным положениям устава.

Администратор НПФ: не потерять доверие участников и вкладчиков пенсионных фондов

Риски администратора пенсионных фондов — это вероятность негативного воздействия различных факторов, которые могут повлиять на успешность деятельности по администрированию НПФ. К ним можно отнести политические, рыночные, кадровые, проектные и другие риски. А планы правительства по пенсионному реформированию (в частности, в сфере негосударственного пенсионного обеспечения), намечающийся бурный приток иностранного капитала на украинский финансовый рынок и, наконец, растущее стремление отечественных инвесторов полакомиться "блюдами из западного финансового меню" — все это делает наш рынок капиталов динамичным и доходным, но, к сожалению, высокорисковым и, следовательно, исключительно профессиональным. В силу этого работа такого сложного финансового института, как администратор НПФ, зависит в том числе и от каждого субъекта негосударственного пенсионного обеспечения, начиная от компании по управлению активами и заканчивая аудитором. Сбой в работе любого из них может привести к тому, что еще долго временно свободные средства наших граждан, вместо того чтобы работать и приносить им же доход, будут использоваться менее эффективно, а то и вовсе лежать "в чулке".

Как же не потерять доверие вкладчиков и участников НПФ, а также находить решения, которые устраивали бы всех? Наверное, следует начинать с утверждения принципов работы с работодателями и потенциальными участниками пенсионных фондов, чтобы на этой основе сформировать требования к деятельности администратора и минимизировать его риски.

К таким принципам относится, во-первых, прозрачность деятельности субъекта НПО, предусматривающая постоянное информирование потенциальных и имеющихся участников и вкладчиков пенсионных фондов о результатах деятельности НПФ. При этом важно не ограничиваться лишь установленными законом минимальными нормами информирования.

Во-вторых, профессионализм специалистов администратора НПФ. С организационной точки зрения трудность заключается в необходимости распределить функции между сотрудниками и отделами так, чтобы высокая скорость обработки данных и информации сочеталась с минимумом ошибок и злоупотреблений.

В-третьих, законность деятельности. Недопустимыми должны быть любые неправовые действия (или бездеятельность) субъектов НПО, обслуживающих пенсионные фонды, которые могут привести к утрате доверия со стороны вкладчиков и участников НПФ.

В-четвертых, поддержание заинтересованности населения к негосударственному пенсионному обеспечению. До каждого вкладчика и участника пенсионных фондов должны быть доведены преимущества негосударственного пенсионного обеспечения с тем, чтобы каждый из них сделал осознанный и добровольный выбор в пользу участия в пенсионных схемах НПФ. Для этого могут быть использованы: рекламная кампания; информационно-разъяснительная работа; подбор и сотрудничество с агентами пенсионных фондов и пр.

Однако, как и в любом другом деле, важно, как говорится, не перегнуть палку. В этой связи обратимся к Закону Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении", где в ст. 52, ч. 6 дословно указано следующее: "Договорами, укладеними радою пенсійного фонду з адміністратором, особами, які здійснюють управління активами, та зберігачем, може передбачатися надання додаткової інформації, крім тієї, яка визначена цією статтею". Думается, что, предоставляя совету НПФ право устанавливать, например, в договоре об администрировании пенсионного фонда дополнительные положения об отчетности, следует четко предусмотреть условия передачи такой дополнительной информации в отчетности администратора НПФ. Причем обязательными они должны быть только в отношении отчетов, которые подаются исключительно советам пенсионных фондов, а не каким-либо другим организациям и учреждениям, включая и Госкомфинуслуг. Поэтому целесообразно законодателям внести изменения в данную статью закона и после слов "надання додаткової інформації" внести уточнение "цій раді пенсійного фонду" и далее по тексту.