- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Акции на пенсию
Большинство топ-менеджеров советской эпохи не смогли удержать контроль над гигантами украинской промышленности. Свои кресла они уступили более молодым предпринимателям с соответствующими финансовыми возможностями, которые на тот момент активно проявляли интерес к индустриальным предприятиям, находящимся в госсобственности. Можно вспомнить множество примеров, когда директора, прежде всего металлургических заводов, расставались со своими должностями в пользу "подрастающего поколения", нарастившего огромные капиталы на продаже металла или поставках сырья.
Однако Георгию Скударю удалось быстро разобраться в новых "рыночных" условиях и воспрепятствовать недружественному поглощению НКМЗ. В 2001 году началась скупка акций предприятия у его работников — по словам представителей НКМЗ, некими региональными бизнесменами, "не имеющими никакого отношения к крупным финансово-промышленным группам".
Не имея в личном распоряжении достаточно средств для скупки акций, топ-менеджмент завода создал компанию "Машинвест" — дочернее предприятие НКМЗ. Благодаря широким финансовым возможностям НКМЗ эта компания смогла спасти "старый" менеджмент от "рейдеров", выкупив за заводские деньги 50%+1 акцию предприятия. Примечательно, что в то время акции у работников завода скупались по 300 грн. за каждую при номинальной стоимости 400 грн. Даже после того, как атака на предприятие была остановлена, топ-менеджмент продолжал скупку. Повышенный интерес к НКМЗ со стороны "захватчиков", "Машинвеста" и топ-менеджмента предприятия взвинтил так называемую рыночную цену на акции завода до 600-620 грн. за штуку. Если учесть, что капитализация НКМЗ составляет не одну сотню миллионов долларов, его акции явно недооценены в десятки раз.
Так делали все
Подобная схема защиты предприятия от неугодных "красным директорам" инвесторов была использована и Владимиром Бойко, почетным президентом Мариупольского металлургического комбината им. Ильича. Однако вместо создания дочерней компании трудовой коллектив под руководством тогдашнего директора завода Бойко добился особых условий приватизации меткомбината. В результате реализации схемы было создано закрытое акционерное общество "Ильич-Сталь", собственником которого стало некое общество арендаторов ММК им. Ильича. По заверениям самого Бойко, его доля акций комбината составляет несколько тысячных процента. До сих пор почетный президент ММК не решился оформить на себя или какую-либо из своих структур акции предприятия. Однако не исключено, что в скором времени состоится переоформление прав собственности на комбинат. Этот процесс может начаться в любой момент с продажи чуть более 12% акций ММК им. Ильича.
Почти классическую схему оформления корпоративных прав реализовали собственники завода "Мотор Сич". Ведь основными акционерами завода являются не физические лица и не дочерние или принадлежащие трудовому коллективу структуры, а компании, напрямую не связанные с "Мотор Сичью". По состоянию на август нынешнего года, более 46% акций предприятия принадлежали компании "Гарант Инвест". Судя по тому, что месяцем ранее этой компании принадлежало на 1% акций меньше, очевидно, что доля "Гарант Инвест" будет расти. Трудно сказать, кому принадлежит компания "Мотор Сич". Эксперты считают, что "Гарант Инвест" связан с народным депутатом Вячеславом Богуслаевым, который долгое время возглавлял предприятие.
Неизбежное поглощение
При всей находчивости "красных директоров" рано или поздно время берет свое, и на предприятии меняется собственник. Но когда их активы поглощаются динамичными финансово-промышленными группами или мировыми отраслевыми гигантами, в истории предприятия на самом деле открывается новая эра существования.
Возьмем, например, так называемый эксперимент в горно-металлургическом комплексе. После прихода на металлургические и горно-обогатительные комбинаты молодых амбициозных бизнесменов началось выстраивание вертикально интегрированных транснациональных компаний, способных обеспечить максимальную прибыльность своего бизнеса. Понимая, что процесс глобализации не только открывает доступ к мировым рынкам сбыта, но и усиливает конкуренцию на них, "красные директора" наверняка будут продавать свои активы хотя бы для того, чтобы обеспечить безбедную жизнь своим семьям. Если посмотреть на завершение концентрации корпоративных прав на "Мотор Сич" или НКМЗ, то можно сделать вывод, что основная цель процесса — подготовка к продаже активов.
"Вероятно, Георгий Скударь планирует привлечь на НКМЗ стратегического инвестора, — предполагает аналитик инвестиционной компании "Ренессанс Капитал" Светлана Дрыгуш. — Ведь интерес к предприятию есть. Но трудно сказать, когда Скударь решится на продажу своих акций".
Ситуация располагает Очевидно, время политической нестабильности наиболее удачное для начала переговоров о продаже предприятия. Начальник юридического управления НКМЗ Ирина Вараксина рассказала, что год-два назад предприятие пробовало "найти инвестора". "Мы работали и с Новолипецким меткомбинатом (НЛМК), и с австрийской компанией Voest-Alpine, но у нас ничего не получилось", — отмечает Вараксина. По ее словам, наибольшего прогресса НКМЗ достиг в переговорах с НЛМК, но в последний момент сделка сорвалась. "И сейчас мы перестали интересоваться привлечением инвестора", — говорит начальник юруправления НКМЗ. На заводе также говорят, что Скударю будет трудно расстаться с заводом. При этом специалисты отрасли не могут понять, зачем собственник предприятия вел переговоры с российским миллиардером о продаже предприятия. Однако интерес к НКМЗ постоянно растет на фоне высоких темпов роста производства. Эксперты полагают, что чем позже состоится сделка по продаже активов, тем дороже Скударь сможет продать завод.
Если же говорить о других крупнейших представителях советской эпохи, то их положение в плане перспектив развития бизнеса не столь завидное. Например, ММК им. Ильича постоянно заявляет о "необоснованном" повышении цен на железорудное сырье или угрожает остановкой завода в случае, если цена на газ достигнет слишком высокого уровня.
Кроме того, во время подготовки к конкурсу по продаже "Криворожстали" металлургические гиганты вроде Arcelor, насколько известно, даже вели переговоры с Мариупольским меткомбинатом о возможном слиянии. Причем в личном общении Владимир Бойко не отрицает возможности партнерства с более сильными металлургическими компаниями. Но как именно состоится приход стратега на ММК им. Ильича, оформит ли Бойко на себя право собственности на большинство акций меткомбината, вряд ли кто-то может сказать с уверенностью.
Дальше всех в процессе "слияний и поглощений" продвинулась "Мотор Сич". Российская компания "Оборонпром", дочерняя структура "Рособоронэкспорта", заинтересована в создании холдинга по производству двигателей для боевых самолетов и вертолетов с участием "Мотор Сичи". По информации СМИ, представители украинского предприятия не против вхождения в холдинг, считая, что это принесет заводу ощутимые выгоды. При этом очевидно, что Вячеслав Богуслаев и другие акционеры "Мотор Сичи" будут настаивать на обмене акциями — контрольного пакета запорожского ОАО на долю в уставном фонде российского двигателестроительного холдинга, где-то около 25%.
Такую сделку нельзя считать продажей предприятия, однако при реализации этой схемы "красный менеджмент", по сути, утратит контроль над своим активом в пользу российских военных. При этом не совсем ясно, как Богуслаев в дальнейшем сможет продать свою долю акций по рыночной цене, учитывая, что российский "Рособоронэкспорт" вряд ли захочет иметь дело с миноритарием, да еще и гражданином другого государства.
Куда дальше
Передача прав по корпоративному управлению — практика среди "красных директоров" не очень распространенная. Как правило, такие топ-менеджеры уходят на пенсию по собственному решению и передают компанию в управление молодым кадрам. Как считают эксперты, предприятия под управлением таких директоров остаются наиболее уязвимыми для рейдерских атак со стороны финансово-промышленных групп. Правда, по сравнению с "красными" металлургами, их коллеги машиностроители в более выигрышном положении, поскольку отечественные и российские ФПГ все еще предпочитают заниматься менее хлопотным бизнесом, который приносит еще больший доход.
Не без исключений Однако есть в их среде и яркие исключения. Например, народный депутат Николай Янковский, почетный председатель правления концерна "Стирол". Помимо того, что его предприятие всегда отличалось завидной защищенностью от "недружественных инвесторов", концерн "Стирол" является одним из наиболее динамично развивающихся предприятий отрасли. Вероятно, дальновидность одного из неформальных лидеров "донецкого клана" Янковского помогла ему сохранить и приумножить активы "Стирола". Возможно, секрет его успеха кроется в тесном сотрудничестве с братьями Буряками, собственниками Брокбизнесбанка, который был, а может и остается крупным акционером химзавода.
Существует мнение, что именно молодые энергичные партнеры-банкиры консультировали менеджмент "Стирола" в вопросах повышения эффективности управления и привлечении финансовых средств, поскольку с трудом верится в то, что Янковский самостоятельно принял решение начать подготовку "Стирола" к первичному публичному размещению акций (IPO). Ведь выход на международные рынки акционерного капитала требует от предприятий максимально прозрачной схемы ведения бизнеса и структуры корпоративных прав.
Учитывая священный страх "красных директоров" перед всевозможными аудиторами, финансовыми аналитиками или специалистами по налоговому планированию, Янковскому нелегко далось решение сделать "Стирол" публичной компанией, при этом пустить в акционеры концерна пусть и мелких, но все-таки иностранных инвесторов. Дата проведения IPO предприятия еще не названа, впрочем, как нет и уверенности в том, что оно состоится. Однако нельзя не признать, что "Стирол" приводит свои дела в соответствие с мировыми стандартами. Достаточно вспомнить, что не так давно предприятие опубликовало "выжимку" из своей отчетности, составленной по международным стандартам. Кроме того, "Стирол" практически завершил сделку по приобретению своей трейдерской структуры — ChemoInvestTradeLLP (Великобритания), через которую идет экспорт продукции концерна.
Очевидно, "горловский миллионер", в отличие от других представителей исчезающего класса "красных директоров", понимает, что те жертвы, которые он кладет на алтарь признания со стороны международных финансовых учреждений, окупятся сторицей, когда придет время крупнейшей сделки в его жизни — размещении акций на одной из мировых бирж. Помимо миллионов долларов, которые получит собственник "Стирола" и его партнеры, IPO является одним из наилучших способов защиты предприятия от "недружественного поглощения", или попросту — рейдерского захвата.
Специалисты считают, что после того как "красные директора" отойдут от активного управления предприятиями, права их собственности, скорее всего, будут оспорены специалистами по M&A (слияниям и поглощением). В лучшем случае, им предложат продать свой бизнес, и не факт, что по рыночной цене.