- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Алло, Мобилочка! Крупнейшие мобильные ритейлеры объединяются
На прошлой неделе стало известно об объединении двух крупнейших сетей сотового ритейла — "Мобилочки" и "Алло". Впрочем, называть их именно магазинами мобильных телефонов не совсем верно. И первая, и вторая активно развивают торговлю электроникой, а в случае с "Мобилочкой" — еще и бытовой техникой.
Формат сделки — слияние или поглощение — пока неизвестен, стороны переговоров не комментируют. Однако в "Алло" было объявлено именно о покупке. Косвенно это подтверждает и источник "Инвестгазеты" в сети "Мобилочка", который сообщил, что CEO сети Антон Володькин два месяца назад не стал продлевать свой контракт и вернулся в Москву. А в самой сети сейчас проходит инвентаризация.
Финансовых результатов ни одна из сетей не раскрывают. Но по количеству магазинов "Алло" опережает "Мобилочку" — у первой сети более 500 торговых точек в 130 городах, вторая объединяет 417 магазинов в 149 населенных пунктах. Кроме того, "Алло" раньше начала развивать онлайн-направление. Как говорил в последнем интервью "Инвестгазете" сам Володькин, к тому времени, когда сеть вышла в интернет (2010 год), конкуренция за кошельки онлайн-покупателей была высока. "Мы поняли, что нельзя прийти в сеть и быстро достичь успеха привычными для офлайна методами — для потребителя уже работали другие сильные интернет-магазины, — рассказывал этой зимой CEO "Мобилочки". — Если в офлайне мы — №2 и очень близки к №1 (сети "Алло". — Ред.), то в онлайне только собираемся войти в пятерку". Сейчас на долю интернет-продаж приходится около 10% оборота "Мобилочки". У "Алло" этот процент, очевидно, больше.
Слияние приведет к появлению на рынке оператора с почти тысячей магазинов, контролирующего более 50% продаж мобильных телефонов. Для сравнения: ближайший конкурент — ringoo — управляет всего 303 торговыми точками.
Эффект масштаба позволит объединенной сети значительно сэкономить на закупках, диктуя свои условия вендорам. Это, несомненно, одна из самых больших выгод сделки, поскольку, по данным "Мобилочки", сети работают с наценкой всего 10-15%, и даже минимальный дисконт при закупках может существенно увеличить маржу. Насколько велики могут быть скидки можно судить по тому, что впервые сети магазинов мобильной связи начали ставить условия производителям в 2007-2008 годах, когда доля крупнейших из них не превышала 7-8% рынка. Насколько действенно сможет "выкручивать руки" вендорам сеть, контролирующая более половины рынка — можно только догадываться.
Останутся ли на рынке оба бренда — неизвестно. Генеральный директор "Алло" Валерий Золотухин прокомментировать это отказался, Антон Володькин также был недоступен для комментариев. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что целесообразность в этом есть — оба бренда достаточно известны, в их продвижение вложено немало денег.
Поскольку обе компании — Mobile Synergy Group (контролирующая "Мобилочку") и группа "Алло" не публикуют отчетности, судить о мультипликаторе и сумме сделки не представляется возможным. Впрочем, скорее всего, сумма сделки не слишком велика. К примеру, во время последней подобной транзакции — продажи Александром Мамутом 50% российской "Евросети" структурам Алишера Усманова и "Мегафону" — сеть, примерно в 10 раз большая, чем "Мобилочка" или "Алло", была оценена в $2,34 млрд.
Слияние двух операторов сделало пророческим предсказание гендиректора "Мобилочки", заявившего "Инвестгазете" в декабре прошлого года о грядущей консолидации розницы. "Через три года останется семь-восемь основных игроков", — заявил тогда он. Очевидно, не предполагая, что в первой же M&A-сделке будет участвовать его сеть.