Аудит счастья и бухгалтерия любви

Станислав Шум о новых вызовах и возможностях для бизнеса аудиторов и консультантов

еще каких-нибудь 10 лет, и бизнес станет веселым, как никогда. Экономические показатели, конечно, еще будут иметь кое-какое влияние на бизнес, но их значение заметно снизится. Например, термин "экономический кризис" утратит свою мощь и по своей значимости в нашем лексиконе будет занимать место где-то между понятиями "глюк в компьютере" и "задержка платежа".

Дело в том, что деньги и финансовая система в целом теряют свое значение как объект бизнес-деятельности. Все менее важно, сколько денег ты зарабатываешь. Все более важно то, что о тебе будут думать через 10 лет. Ведь Microsoft купил Skype за 8,5 млрд. не потому, что это финансово неблагополучная компания, которая зарабатывает в 10 раз меньше заплаченных за нее денег.

Все говорят, что причины этой покупки — вовсе не финансовые. Спешу сообщить, что в будущем таких причин будет все больше. И если сегодня аудиторы "большой четверки" подтверждают показатели EBITDA, то вполне возможно, что уже в 2020 году при подготовке сделки им придется считать и подтверждать далеко не финансовые показатели.

100 лет назад деньги справедливо считались универсальным эквивалентом стоимости. Но зачем сейчас считать деньги, если один доллар можно продать за десять долларов? Деньги давно уже состоят в основном из долгов, а бизнес в странах с развитыми медиа и фондовым рынками бесповоротно превращается в шоу. Оценку компании уже давно следует проводить с применением такого показателя, как капитализец.

Кому нужны доходы и прибыль, если у тебя есть миллионы довольных клиентов, десятки миллионов друзей в Facebook и сотня миллионов убытков?

Вместо реальных вещей в бизнес приходят виртуальные вещи. Уже завтра для оценки стоимости компании придется считать единицы удовлетворения клиентов, уровень религиозного статуса брендов и место CEO в рейтинге проповедников.

В будущем экономика также будет мало влиять на бизнес. Настоящие вызовы возникнут в совершенно новых областях типа Сферы Лояльности или Системы Статусов. Компании будут бороться не за долю рынка, а за Долю Счастья.

Соответственно, аудиторам и консультантам придется пройти процесс болезненных трансформаций своего бизнеса, чтобы адаптироваться к новым реалиям. Какие сервисы оказывать компаниям, если инвесторов в первую очередь будут интересовать показатели Любви, а не cash-flow?

Инвесторы будут следить за Индексом Здравого Смысла, а репутационные агентства будут присваивать пункты Рейтинга Крутости. Банки будут кредитовать, глядя на показатели Счастья, подтвержденные аудиторами морально-этического департамента в PwC или Ernst & Young.

В будущем на биржу будут выходить не за деньгами, а для того, чтобы привлечь несколько десятков миллионов LAU, или "Love & Adoration Units" — универсального эквивалента коммерческого успеха компании или товара. А ведение учета счастья и успеха станет рутинной работой для бухгалтеров KPMG.

Читать все посты Станислава Шума