еще каких-нибудь 10 лет, и бизнес станет веселым, как никогда. Экономические показатели, конечно, еще будут иметь кое-какое влияние на бизнес, но их значение заметно снизится. Например, термин "экономический кризис" утратит свою мощь и по своей значимости в нашем лексиконе будет занимать место где-то между понятиями "глюк в компьютере" и "задержка платежа".
Дело в том, что деньги и финансовая система в целом теряют свое значение как объект бизнес-деятельности. Все менее важно, сколько денег ты зарабатываешь. Все более важно то, что о тебе будут думать через 10 лет. Ведь Microsoft купил Skype за 8,5 млрд. не потому, что это финансово неблагополучная компания, которая зарабатывает в 10 раз меньше заплаченных за нее денег.
Все говорят, что причины этой покупки — вовсе не финансовые. Спешу сообщить, что в будущем таких причин будет все больше. И если сегодня аудиторы "большой четверки" подтверждают показатели EBITDA, то вполне возможно, что уже в 2020 году при подготовке сделки им придется считать и подтверждать далеко не финансовые показатели.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.ua100 лет назад деньги справедливо считались универсальным эквивалентом стоимости. Но зачем сейчас считать деньги, если один доллар можно продать за десять долларов? Деньги давно уже состоят в основном из долгов, а бизнес в странах с развитыми медиа и фондовым рынками бесповоротно превращается в шоу. Оценку компании уже давно следует проводить с применением такого показателя, как капитализец.
Кому нужны доходы и прибыль, если у тебя есть миллионы довольных клиентов, десятки миллионов друзей в Facebook и сотня миллионов убытков?
Вместо реальных вещей в бизнес приходят виртуальные вещи. Уже завтра для оценки стоимости компании придется считать единицы удовлетворения клиентов, уровень религиозного статуса брендов и место CEO в рейтинге проповедников.
В будущем экономика также будет мало влиять на бизнес. Настоящие вызовы возникнут в совершенно новых областях типа Сферы Лояльности или Системы Статусов. Компании будут бороться не за долю рынка, а за Долю Счастья.
Соответственно, аудиторам и консультантам придется пройти процесс болезненных трансформаций своего бизнеса, чтобы адаптироваться к новым реалиям. Какие сервисы оказывать компаниям, если инвесторов в первую очередь будут интересовать показатели Любви, а не cash-flow?
Инвесторы будут следить за Индексом Здравого Смысла, а репутационные агентства будут присваивать пункты Рейтинга Крутости. Банки будут кредитовать, глядя на показатели Счастья, подтвержденные аудиторами морально-этического департамента в PwC или Ernst & Young.
В будущем на биржу будут выходить не за деньгами, а для того, чтобы привлечь несколько десятков миллионов LAU, или "Love & Adoration Units" — универсального эквивалента коммерческого успеха компании или товара. А ведение учета счастья и успеха станет рутинной работой для бухгалтеров KPMG.