НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

Баланс на грани. Регулируемые цены и налоговый пресс заставляют газовую отрасль трещать по швам

Для украинского населения голубое топливо, как это ни парадоксально, сейчас обходится на 23% дешевле, чем для потребителей богатой запасами углеводородов соседней России. Цена газа для населения не менялась с 1999 года, тогда как северный сосед поднимае

Для украинского населения голубое топливо, как это ни парадоксально, сейчас обходится на 23% дешевле, чем для потребителей богатой запасами углеводородов соседней России.

Цена газа для населения не менялась с 1999 года, тогда как северный сосед поднимает ее регулярно. В то же время налоговый прессинг на отрасль растет, истощая финансовые ресурсы, необходимые для наращивания запасов газа. Если 2005-й не принесет газовикам ожидаемых изменений в ценообразовании и налогообложении, ныне крупнейшая отрасль начнет быстрыми темпами сдавать свои позиции

В этом году Украина получит 82 млрд. куб. м голубого топлива. 39 млрд. куб м поступит из Средней Азии, 23 млрд. — в качестве платы за транзит российского газа, собственная добыча ожидается на уровне около 20 млрд. Кроме того, резерв газа в подземных хранилищах составляет 14-15 млрд. куб. м. Около 5 млрд. куб. м пойдет на экспорт, а Украина потребит до 77 млрд. кубометров голубого топлива. Промышленность получит 34 млрд. куб. м газа, и сегодня ей нечего опасаться его удорожания.

Даже при новой стоимости туркменского газа, которая с этого года составит на границе Россия — Украина $60 за 1 тыс. кубометров, продажа его украинской промышленности по действующим ценам (327,3 грн. за 1 тыс. кубометров без НДС) рентабельна. Поэтому НАК "Нафтогаз Украины" не намерена повышать цену на природный газ для данной категории потребителей. В этом заверил председатель правления "Нафтогаза" Юрий Бойко: "Я с полной ответственностью заявляю: никакого повышения цен на газ в размере больше, чем инфляция в стране, мы не предполагаем".

Однако компании "не по карману" столь же лояльный подход к ценам для остальных категорий потребителей. Продавая газ населению по нынешним ценам, "Нафтогаз Украины" получает отрицательную рентабельность на этом виде деятельности в размере почти 11%. По этой причине в прошлом году НАК недополучила 2,3 млрд. грн. дохода, и в этом году при сохранении ситуации эта сумма будет еще большей. При цене в 185 грн. за 1 тыс. куб. м газа себестоимость его добычи составляет 143 грн. Другая составляющая цены — тариф на транспортировку газа — в 1999 г. составлял 42 грн., сейчас же он вырос до 112,16 грн. Если добавить налоги, для обеспечения стабильной работы отечественного газового комплекса цена на газ для населения должна составлять не менее 310 грн. за 1 тыс. куб. м.

При том, что ценообразование для социальной сферы и так не соответствует себестоимости добычи природного газа (см. таблицу), государство из года в год усиливает налоговый пресс на газовую промышленность. Если даже не принимать во внимание рост в 1999-2004 гг. курса доллара (за валюту покупается современное оборудование для добычи газа), невооруженным взглядом видно увеличение ставок как минимум трех налоговых платежей, которые в конечном итоге отображаются на себестоимости украинского голубого топлива. Рост за шесть лет ренты на добычу газа составил 14,8%, на его транзит — 6,8%, а плата за недропользование при добыче топлива поднялась и вовсе в 2,9 раза. Как следствие — не открытые месторождения, законсервированные скважины и рост энергозависимости Украины от импортных поставок природного газа.

Уже в 2006-м добыча газа может снизиться из-за невозможности финансирования при нынешнем уровне цены инвестиций в развитие газодобывающих технологий. К 2010 году объемы газодобычи при запланированных 24 млрд. куб. м будут едва достигать 17 млрд. куб. м (для сравнения: в 2004 г. — 20,11 млрд. куб. м.). Вопрос наращивания запасов усложняется и позицией Госкомитета по природным ресурсам, который блокирует получение компанией лицензий на разработку крупнейших газовых месторождений.

В 2004-м НАК получила только 13 лицензий (из 86 необходимых), в то время как за II полугодие 52 разрешения получили коммерческие структуры. Несмотря на поручение правительства Госкомприродресурсов уже полгода блокирует работу одного из крупнейших в Украине Юльевского нефтегазоконденсатного месторождения. В "Нафтогазе" отмечают, что в ряде случаев лицензии выдаются "частникам" на месторождения, в которые НАК уже вложила сотни миллионов инвестиций и где проводила опытно-промышленную разработку. В 2005-м истекает срок действия еще 20 лицензий. Учитывая ужесточение законодательства о работе без лицензий (в т. ч. и уголовную ответственность), добыча газа в целом по стране может еще более снизиться.

Глава правления НАК Юрий Бойко обращает внимание на уникальный парадокс: несмотря на все "негаразды", населению Украины газ обходится дешевле, чем богатой углеводородами России. Добыча у соседей в 2004 году достигла 633,95 млрд. куб. м — это в 31 раз больше отечественной. Сейчас население РФ потребляет голубое топливо по $31 за 1 тыс. куб. м. В Украине же цена газа без учета налогов и транспортировки его потребителям составляет всего $23. Пять лет назад эта цифра была в 3,7 раза выше аналогичного показателя в России. Однако россияне последовательно поднимают цены на газ в течение уже нескольких лет, в то время как в Украине, похоже, оттягивают решение этого вопроса до последнего.

Обращения компании в НКРЭ с просьбой поднять цену на газ пока ограничиваются, по заявлению НАК, полным саботажем и непониманием ситуации. Комиссия с января прошлого года игнорирует просьбы компании, несмотря на согласованные позиции "Нафтогаза" и Министерства экономики и по делам европейской интеграции. И это при том, что существует Распоряжение Кабинета Министров Украины от декабря еще 2003 года, которым предусмотрено на протяжении второго квартала 2004 года — третьего квартала 2005 года провести постепенное повышение цен на газ для населения и предприятий коммунальной теплоэнергетики до полного возмещения его стоимости. По всей видимости, политическая составляющая решения о повышении цен для населения берет верх над экономически обоснованными расчетами.