НБУ курс:

USD

41,09

--0,19

EUR

45,59

--0,02

Наличный курс:

USD

41,45

41,35

EUR

45,95

45,75

Банкир и Beatles

Председатель правления Райффайзен Банка Аваль Владимир Лавренчук о музыке The Beatles и о том, как она изменила жизнь его поколения.






"Я бы хотел, чтобы идеологи маркетинга, читающие лекции о том, как создавать продукты и достигать успеха, смотрели время от времени на факторы успеха этой команды. Ценно то, что сделано
без фальши"

Я из поколения "Битлз", — улыбается банкир Владимир Лавренчук. Он был в числе первых, кто посетил фотовыставку The Beatles в центре современного искусства М17. Вглядываясь в фото озорных ливерпульских пацанов 1960-х, запечатленных фотографом Астрид Кирхер, Лавренчук с несвойственной финансистам мягкостью вспоминает, как сам впервые познакомился с музыкой этой четверки. Для него фотографии Кирхер — как машина времени.

"И сейчас удивляюсь, каким образом эта музыка достигла киевских дворов. Скорее всего, это было где-то в пятом классе (собственно за год до распада группы). Откуда-то подпольно, но в большом количестве появились записи и снимки The Beatles — правда, плохого качества, с десяток раз переснятые черно-белые фотографии, от которых все равно веяло какой-то совсем другой жизнью", — делится он воспоминаниями.

Прививка против фальши

Рассматривая одно фото за другим, смену лиц, мест и настроения участников The Beatles, Лавренчук вспоминает, как по всей стране как грибы стали появляться бит-ансамбли. На территории советских республик ноты о любви и весь этот "мармелад", о котором пели The Beatles, воспринимались как протест — лишь потому, что их музыку запрещали, а газеты пестрели обличительными статьями.

"С первой ноты в их песнях мы услышали какую-то безграничную жизнерадостность, ранее нам неизвестную, да еще и почему-то запрещенную! Конечно, мы влюбились в музыку этих ливерпульских парней, которые пели о том, что чувствовали — Love me do!" — раскрывает простой секрет популярности The Beatles Владимир Лавренчук.

Джон Леннон и Пол Маккартни были "хулиганами" на сцене и такими же и в жизни. Их магия — в их целостности и даже отчасти в какой-то наглости. Именно это больше всего потрясло аудиторию. Не было фальши, и это чувствовали дети советских рабочих кварталов. Они научили искренне делать то, что любили, и не врать себе и людям.

Феномен 1960-х

Увидев фото Пола Маккартни с гитарой, Владимир Лавренчук вспоминает о своем детстве и увлечениях. "Я вырос в Киеве на Сырце. После школы гоняли мяч до вечера, а вот уже после "явления" The Beatles … мы стали учить ноты (кто как мог) и даже мастерить гитары — сами, вручную", — ностальгирует банкир. — Помню, как выпиливал что-то из фанеры, похожее на гитару, читал в журналах, как это делается: клеил, натягивал струны…"

Таких, как Владимир Лавренчук, в то время было много.

В каждом дворе были свои условные "битлы" и "роллинг стоунзы", которые в мастерстве часто соревновались дворами. Но если кто-то нашел ноты или выучил новые аккорды, все шли к нему. Как и участники ливерпульской четверки, в музыкальные школы ходили единицы, многие были самоучками.

"Это было больше, чем хобби: гитара стала инструментом эпохи", — говорит Лавренчук. Сейчас, имея возможность поехать в любую страну и услышать любую музыку, мало кто помнит, что для советской молодежи слушать The Beatles, брать в руки гитару — значило быть причастным к глобальному миру, к тому, другому обществу. По словам банкира, его тогдашний "киевский мир" долгие годы ограничивался только соседними районами, однако его поколение знало многим больше о Cavern Club и улице Abbey Road (название лондонской улицы и 12-го альбома The Beatles. — Ред.).

Своя группа

Минуя один портрет Астрид Крихер за другим, Лавренчук словно перемещается в Ливерпуль 60-х. Дети, помешанные на музыке, андеграундные тусовки — среда, породившая "битлов". На его глазах герои меняют джинсы и кожаные куртки на черные костюмы, делают стрижки mop-top и становятся символом эпохи. Тогда в Советском Союзе были "знатоки" и "промоутеры" всех этих музыкальных новостей. "Мы могли полдня просидеть у приемника, чтобы послушать пару композиций", — говорит банкир.

Возле очередной фотоработы ("Группа мальчишек на руинах" — ливерпульские подростки с гитарами на фоне рабочих кварталов) Владимир Лавренчук с улыбкой вспоминает:

"Интересный феномен произошел в иерархии детских авторитетов в нашей среде: за короткий период после "явления" The Beatles в наших дворах вместо хулиганов-авторитетов лидерами стали доморощенные музыканты. Это меня удивляет до сих пор".

В девятом классе у Лавренчука и его друзей появилась своя группа. "Играли почти все и даже пели, не всегда понимая слова. Вспоминается, как моя группа однажды выиграла конкурс в подольском Доме пионеров, и мы впервые получили возможность играть на протяжении года на настоящих инструментах — это было почти за пределами мечтаний. Мы победили, кажется, благодаря нашему барабанщику", — улыбается Лавренчук, остановив взгляд на Ринго Старе. — И наш барабанщик был таким же ярким и жизнерадостным. Оказалось, это важно для успеха".

Пол Маккартни

Возле фото с Полом Маккартни Лавренчук признается, что уже много лет является поклонником его музыки. В песнях Маккартни много любви, его тексты близки Лавренчуку.

Четыре года назад банкир был на его концерте в Киеве, который прошел под проливным дождем. Сейчас Лавренчук в деловом костюме, а тогда он в горнолыжной куртке и резиновых сапогах три часа подпевал на Майдане Полу Маккартни.

Работы фотографа The Beatles снова переносят финансиста во времени. В июне 2008 года на концерте Маккартни присутствовали 300 тысяч человек. Легендарный ливерпулец вышел с украинским флагом и приветствовал зрителей по-украински.

Ему с его славой было не все равно, что подумает о нем публика. Это было трепетное отношение к своей аудитории.

"Это была настоящая удача услышать Пола Маккартни в Киеве, а также увидеть его на выставке в PinchukArtCentre на следующий день.

Его уважительность к гостям выставки, простота общения и приветливость — собственно та жизнерадостность и открытость, нам известные из песен, впечатляют и подтверждают статус настоящей мировой легенды", — вспоминает банкир.

Памяти Джона Леннона

Не оставляет равнодушным Владимира Лавренчука еще один герой "четверки" Джон Леннон — "еще одна мировая легенда, сотворившая The Beatles и целую поп-культуру. Сложный характер, создатель мировых хитов, кумир поколения, нелепость его ухода — он сам стал темой новых произведений и фильмов..."

Ливерпульцы, сами того не осознавая, сделали очень много такого, что повлияло на подростков далекого для них СССР. "Так мы, не сговариваясь, взялись за английский", — рассказывает банкир.

Однажды у него даже возникла идея в одном из отделений банка поставить бюст Леннону и Imagine (песня Джона Леннона из одноименного альбома 1971 года).

"Битлз" и бизнес

Собственно — в чем же феномен The Beatles? Лавренчук проводит параллели между The Beatles и бизнесом. Четверо молодых парней без музыкальных академий стали самой популярной группой мира и основателями целого направления в музыке.

"Я бы хотел, чтобы идеологи маркетинга, читающие лекции о том, как создавать продукты и достигать успеха, смотрели время от времени на факторы успеха этой команды. Ценно то, что сделано без фальши, и особенный успех приносит то, что органично с создателем, — говорит банкир. — В фильме Nowhere boy (в русском варианте "Как стать Джоном Ленноном") одна из ключевых идей состоит в том, что Джон уже в 15 лет знал, что идет к большому успеху. Вера в себя была двигателем. И еще: The Beatles — это символ свободы".