НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Богатая альтернатива: украинским аграриям не страшны угрозы России

Ограничение экспорта в Россию почти не повлияет на агросектор. Исключение --- производители молока, цены на которое могут упасть

Даже если Россия полностью закроет свои границы для украинской продукции, за отечественных аграриев можно не волноваться — они легко компенсируют убытки.

Прежде всего потому, что основные группы товаров, приносящие украинскому агросектору прибыль, в Россию практически не продаются. Ячмень, пшеница, кукуруза, подсолнечное масло — все это Россия производит в достаточных для внутреннего рынка объемах и тоже экспортирует. Например, если Украина является главным экспортером подсолнечного масла в мире, то Россия занимает второе-третье место. И, как и наша страна, входит в число крупнейших экспортеров зерновых.

Российские проверяющие органы это осознают — за все годы торговых войн между странами точечных ограничений на экспорт зерновых и масличных не принималось. Другое дело — мясо. Уже в этом году из-за обращения Россельхознадзора Госветфитослужба Украины приостановила сертификацию мяса птицы "Мироновской птицефабрики" для поставки на рынок стран Таможенного союза. А несколько позже россияне высказались о возможности запрета экспорта свинины. Впрочем, выстрел оказался практически холостым.

"На российский рынок мы поставляем иногда 500 кг в месяц. Максимум был в 2012 году, когда туда продали 25 тыс. тонн. Ближайшие три-пять лет на украинском рынке будет дефицит свинины, и абсолютно нет смысла искать сбыт за границей", — уверил "Инвестгазету" глава Ассоциации свиноводов Юрий Лоза.

А по словам начальника отдела по работе с инвесторами и СМИ крупнейшего украинского производителя курятины — "Мироновского хлебопродукта" — Анастасии Соботюк, МХП экспорт в ТС страны пока что заморожен. "Когда в феврале стало ясно, что вопрос с возобновлением экспорта отложен на неизвестный нам срок, мы просто переключились на другие рынки", — говорит Соботюк. И добавляет: если раньше на страны ТС шло около 70% экспорта МХП, то уже в прошлом году его доля сократилась до 45%, а в 2014-м ожидается уменьшение до 28-30%. И это мясо компания планирует отправить на рынки Ближнего Востока, Азии и Африки, ЕС, где уже работает.

По оценкам всех международных организаций, спрос на продукты питания в ближайшие пару десятилетий на этих рынках будет только расти.

Однако от торговой войны с Россией будут и пострадавшие. Например, производители овощей и фруктов. Главными их импортерами остаются страны бывшего СССР, а основной статьей нашего экспорта являются тепличные томаты, причем продаем мы их почти исключительно в Россию. Не лучшее положение и у производителей молочных продуктов — украинский сыр прежде всего экспортируется в РФ. Падение продаж, а значит, и производства, снизит закупочную цену на молоко на 10-15%, уверен владелец компании "Милкиленд" Анатолий Юркевич.

Особенно это затронет частный сектор, который обеспечивает примерно 50% рынка сырьем и продает молоко дешевле, чем крупные фермы. По мнению руководителя аналитического департамента консалтингового агентства "ААА" Марии Колесник, молочникам нужно искать новые рынки сбыта и радикально реформировать отрасль. "Если мы вновь будем стонать о том, что нужно спасать "бабушек", которые сдают молоко на переработку, то наши сыры дальше СНГ не продвинутся", — считает аналитик. По ее словам, торговля конечным продуктом и продвижение его на международных рынках должно быть первичным, а социальная составляющая должна быть отдана на откуп другому министерству.

Помимо Африки и Азии, новым рынком для украинской агропродукции может быть и ЕС, где Украине уже пообещали убрать все пошлины на время переходного периода — с июня по ноябрь 2014 года, пока будет готовиться Соглашение об ассоциации. Впрочем, от этого, прежде всего, выиграют продавцы неосновных групп агропродукции — украинское зерно и подсолнечное масло поставляются в ЕС без пошлин. А вот, например, производители мяса птицы платят от 35 евроцентов до одного евро за килограмм продукции, то есть уступка ЕС для них будет очень кстати. Но маркетологи компаний-экспортеров пока не подсчитывают будущие выгоды — условий отказа от пошлин Европа не озвучила, а все торговые соглашения с ЕС, как правило, обсуждаются и подписываются достаточно долго.