- Категория
- Экономика
- Дата публикации
C "лево" на "право". Европейцы разочаровались в политике социалистов
Во втором туре муниципальных выборов во Франции правые партии одержали победу в большинстве округов. Самая крупная оппозиционная партия — правоцентристский "Союз за народное движение" — набрала 45,9%, а ультраправый "Национальный фронт" — 6,8%. "Это наилучший результат за всю историю существования партии, который заставит учитывать интересы нашей политической силы в стране", — заявила лидер "Национального фронта" и дочь его основателя Марин Ле Пен.
Победа социалистов в Париже стала скорее исключением. Там за кресло мэра сражались социалистка Анн Идальго и Натали Костюшко-Моризе из "Союза за народное движение". По предварительным подсчетам, Анн Идальго набрала более 50% голосов, опередив свою правую соперницу всего на 9%.
Но по всей стране правые праздновали победу. Согласно информации МВД Франции, около 155 городов с населением 9-10 тыс. поддержали их идеологию, что стало рекордом: до сих пор правым ни разу не удавалось победить более чем в 50 городах.
Результаты выборов во Франции отражают общие предпочтения избирателей в Европе. Сейчас многие жители ЕС задумались над тем, почему традиционные леволиберальные политики не могут вывести экономику из кризиса (с 2010 года максимальный рост ВВП еврозоны был на уровне 0,7% в 2011 году). Правые же партии предлагают сразу излечить несколько хронических болезней Европы — засилье мигрантов, экономический кризис и незавершенность евроинтеграции. В основном, очень радикальными способами: закрыть границы, урезать социальные выплаты и вообще отказаться от идеи ЕС.
Галлы возвращаются к де Голлю
Первым следствием победы правых сил во Франции стала смена правительства. Президент Франсуа Олланд отправил в отставку нерешительного премьера Жан-Марка Эро и назначил на его должность министра внутренних дел Мануэля Вальса, который больше подходит для лидера страны в кризис. "Таким образом, Олланд хочет показать, что левые идеи еще работают, начать более радикальные реформы и тем самым вернуть расположение избирателей", — сказал "Инвестгазете" Питер Павлак из французского European Union Institute for Security Studies. Именно поэтому в новом кабинете нашлось место даже для Сиголен Руаяль, которая исповедует радикальные социалистические убеждения.
Кроме назначения новых министров, для достижения ощутимых экономических успехов Франсуа Олланду пора бы начать выполнять свои предвыборные обещания. Пока же вместо обещанного стимулирования экономики президент Франции сокращает расходы. Заявленное снижение безработицы обернулось ее ростом. За два года этот показатель вырос на 6%, достигнув 11,1% (шестой показатель в еврозоне). Кроме того, за годы президентства социалиста Олланда власть ввела 84 новых налога, включая непопулярный налог на богатство.
Осенью прошлого года S&P снизило суверенный кредитный рейтинг Франции до уровня АА с более высокого АА+. Moody"s оставило страну на отметке Аа1, но эксперты агентства скептически отнеслись к экономическим и финансовым реформам французского правительства, не исключив возможности понизить рейтинг в будущем. Если ситуация не изменится, через три года французским президентом может стать представитель правых сил. На прошлых президентских выборах Марин Ле Пен заняла уверенное третье место, набрав почти 18% голосов.
Приход к власти правых сил — не частный случай Франции, а ско-рее тенденция. Значительная часть прошлогодних выборов в представительские органы привела к власти большой процент правых партий в Европе. Так, в парламенте Австрии — 21% правых депутатов, в Венгрии — 17%, Греции — 7%, в Финляндии — 20%.
Закрыть границы
В отношении миграции все очень просто: правые движения поддерживают страны, которые недовольны засильем мигрантов из Африки и Ближнего Востока. По данным отдела народонаселения ЭКОСОС (Экономический и Социальный Совет при ООН), самое большое количество мигрантов среди европейских стран насчитывается в Германии (9,8 млн. чел.), Великобритании (7,8 млн.), Франции (7,4 млн.) и Испании (6,5 млн.).
Проблемой является не сама иммиграция, а предоставление иностранцам гражданства ЕС и социальных благ, доступных европейцам. Когда экономика показывает рост, у граждан нет вопросов, но когда начинается кризис, немцы и французы не хотят платить повышенные налоги на обеспечение иммигрантов из стран третьего мира.
В начале этого года канцлер Германии Ангела Меркель и премьер Британии Дэвид Кэмерон признали, что "политика мультикультурализма", с помощью которой хотели решить проблему миграции, провалилась. Страны ЕС, по данным Eurostat, с 2010 года на программы адаптации иммигрантов направили более 7 млрд. евро. Только Берлин в 2013 году потратил на адаптацию легальных иммигрантов более 3 млрд. евро, их количество выросло на 5,8%, достигнув 7,6 млн. человек, что является историческим рекордом.
Спасти экономику
Усиление правых сил вызвано также экономическим кризисом, из которого Европа никак не выкарабкается. В марте инфляция в зоне евро составила 0,5%, достигнув самого низкого уровня с ноября 2009-го. Уже почти полгода этот показатель не превышает 1% и никак не приблизится к установленному ЕЦБ потолку в 2%.
"Так было в 1930-х, когда Европа переживала мировой экономический кризис. Тогда в Германии, Испании, Италии, Австрии и Болгарии к власти пришли ультраправые", — говорит президент Economic Strategy Institute Клайд Престовиц. В новейшей истории похожая ситуация была в 2009 году. Тогда на волне экономического кризиса и роста доверия к правым в Италии к власти пришел представитель крупнейшей правой партии Сильвио Берлускони. Кстати, он является автором противоречивого закона "Босси-Фини", который ограничил иммиграционные потоки в стране. Через несколько лет стало понятно, что правые политики умеренного толка так и не смогли справиться с кризисом.
В 2010 году в ЕС опять началась мода на левые партии. "Избиратели разочаровались в осторожной политике правых и захотели более решительных действий по стимулированию экономики", — объясняет Питер Павлак. Действительно, по информации Института Брукингса, за 2009-2011 годы из-за опасения возникновения новых суверенных кризисов еврозона потеряла более 0,6% роста ВВП и не смогла встать на путь экономического восстановления, как США.
Поэтому сейчас маятник политических предпочтений опять отклоняется вправо, но на этот раз он заходит уже дальше — в радикализм. Согласно опросу, в Голландии 30% избирателей голосуют за правых, чтобы внести что-то новое в политические силы, а 9% отдают им голоса в знак протеста против левых правящих сил.
Независимость важнее
Кроме реформы миграционного законодательства и урезания социальной сферы в европейских странах, политический крен вправо может закончиться развалом ЕС. В начале года британский премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что после следующих выборов даст возможность британцам решить судьбу страны, проголосовав за или против выхода из ЕС. Сейчас Марин Ле Пен говорит о том, что Евросоюз обречен на распад. "Забрав у государств суверенитет в решении внутренних политических, экономических и социальных проблем, ЕС обрекает их на банкротство, а значит, и саморазрушается", — уверена она. Если раньше на ее слова не обращали внимания, то после муниципальных выборов с ними нужно будет считаться.
Для спасения единой европейской валюты странам приходится снижать уровень минимальной зарплаты, сокращать социальные пособия. В государствах Восточной Европы, которые позже всех вошли в состав ЕС, резко упал уровень жизни, повысились цены, а зарплаты остались на том же уровне. Греция уже четыре года находится на грани банкротства. В начале года страна обновила рекордный уровень безработицы, достигнув 28%. Неизвестно, сколько еще главный "кормилец" ЕС — Германия — сможет поддерживать экономику страны, государственный долг которой достиг 160% от ВВП, составив 305 млрд. евро.
Учитывая настроения в странах ЕС, майские выборы в Европарламент станут индикаторами будущего еврозоны. Все предыдущие голосования проходили очень спокойно. Европейцы относились к ним скептически — мало кто из них мог назвать имена представителей их страны в законодательном органе ЕС. В этом году ситуация изменится. Для избирателей ребром стоит вопрос кризиса евровалюты. Социологи прогнозируют, что ведущие либеральные партии сохранят лидерство в Европарламенте, но правые популисты усилят свое представительство минимум на 10-15% и смогут занять в новом Европарламенте как минимум 150 мест вместо нынешних 90, что позволит им серьезно влиять на политику ЕС.