НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

CEO Softserve описал будущее Украины на мировом цифровом рынке

Алан Гарлан, CEO SoftServe, рассказал "Инвестгазете" о том, почему собственники не спешат на IPO, о стратегии украинских аутсорсинговых компаний и том, за что программисты из Восточной Европы ценятся в мире
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Когда в прошлом году украинский SoftServe возглавил Алан Гарлан, до этого руководивший транснациональным разработчиком ПО Symphony Software Management Solutions (Коннектикут, США), на рынке заговорили, что компания готовится к IPO. По крайней мере, это соответствовало стратегии коллег SoftServe — крупнейших компаний аутсорсингового программирования. Так, украинская Bonus Technology была продана международной группе GlobalLogic, которая и сама недавно опять сменила собственника. Российская Luxoft и белорусская EPAM открыли офисы за рубежом, привлекли западных менеджеров и вышли на IPO.

Однако в интервью "Инвестгазете" Гарлан несколько раз повторил, что его компания консервативна и на IPO не очень стремится. А о продаже одни из основных собственников — львовяне Тарас Кицмей и Ярослав Любинец — вообще не думают, их стратегия — сохранять контроль над компанией. В SoftServe уверяют, что имеют достаточно средств как для конкуренции на рынке труда Украины, который сейчас испытывает дефицит программистов, так и для поглощений зарубежных производителей ПО.

Об этом, а также о будущем мирового рынка аутсорсингового программирования и месте Украины на нем — в интервью Алана Гарлана.

Среди задач, которые поставили перед вами собственники, была подготовка к выходу на IPO?

Нет, такой цели не было. Просто когда компания растет, ее поведение очень похоже на подготовку к IPO. Мы не раскрываем своих финпоказателей, но в нашем первом пятилетнем бизнес-плане, составленном после моего прихода, например, предусмотрен ежегодный рост выручки на 30%. Таким должно быть природное развитие компании для того, чтобы она могла быть конкурентоспособной. Но эти планы — самоцель, а не подготовка к выходу на IPO.

Отказ от IPO — принципиальная позиция собственников?

На самом деле размещение на бирже не исключается. Но не в краткосрочной перспективе — наши показатели сначала должны еще вырасти.

Большинству компаний для успешного размещения нужны обороты в $250-300 млн. Например, EPAM и Luxoft были готовы к этому еще в прошлом году.

Как капитализация подобных компаний соотносится с оборотом?

Капитализация для сервисной компании обычно в два раза больше годового оборота. Для EPAM этот коэффициент составил 2,7, для GlobalLogic, которую недавно продали, — 2,6.

Но при этом у GlobalLogic и Luxoft рост составляет 20-25%, то есть SoftServe растет быстрее.

Какие шаги будут сделаны, чтобы обеспечить ежегодный рост на 30%?

Первый и основной — сделать компанию глобальной. Если раньше мы фокусировались, прежде всего, на Северной Америке, то теперь будем наращивать продажи в Западной Европе и в странах СНГ. Также мы расширяем перечень отраслей, с которыми работаем. У нас есть три категории клиентов. Первая — компании, которые продают свой собственный программный продукт, и мы помогаем им его разрабатывать. Вторая группа — клиенты, широко использующие распространенное программное обеспечение, но им надо его оптимизировать под свой бизнес. И третья — большие специализированные компании, которым нужно особое ПО для их отраслей.

С последней категорией мы работаем на четырех рынках. Во-первых, это системная интеграция продуктов таких компаний, как Cisco. Вторая очень важная для нас отрасль — охрана здоровья. Мы предоставляем услуги медицинским компаниям в Штатах и вскоре будем делать то же самое в Европе. Третья — розничная торговля и логистика. Здесь мы создаем аналитические инструменты, которые, например, помогают в ценообразовании. И четвертая группа — сферы, с которыми мы только начинаем работать. В частности, это финансы и телекоммуникации.

Для нас сейчас очень важной является отстройка вертикальной структуры компании со специализацией одновременно персонала и подразделений на определенных индустриях.

Программист-консерватор

Алан Гарлан, 53 года
Получил высшее экономическое образование в Louisiana State University.
Имеет более 20 лет опыта работы в сфере IT и в индустрии аутсорсинга ПО, в частности, занимал руководящие посты в Affiliated Computer Service, SOURCECORP и Bally Technologies.
Предыдущее место работы — президент Symphony Software Management Solutions, дочерней компании аутсорсинговой корпорации Symphony Teleca, работающей, прежде всего, с индийскими программистами.
Был назначен на должность CEO SoftServe в апреле 2013 года.

Кстати, что сейчас сложнее: найти заказы или персонал для их выполнения? Где выше конкуренция — в первой или во второй сфере?

Наверное, все же в кадровой сфере. Наши продажи растут очень динамично, но могли бы расти еще быстрее. Мы действительно ощущаем нехватку человеческих ресурсов. Поэтому планируем к 2018 году довести количество сотрудников до 10 тысяч. В планах не только расширение присутствия в Украине, но и открытие офисов в других странах Восточной Европы — в Болгарии, Румынии, Беларуси. Возможно, будем рассматривать Чехию и Польшу. Ведь в Европе потребность в IТ-специалистах к 2018 году достигнет 900 тыс. — при этом Западная Европа очень охотно сотрудничает с IТ-компаниями из Украины.

Чем продиктован ваш поход в регионы Украины, которые обычно не ассоциируются с IT? Почему бы не ограничиться традиционными Киевом или Харьковом — дело в зарплатах?

Скорее, в другом. В больших городах есть возможность собрать большую команду, но в маленьких можно взять на работу людей с очень специфическими навыками. Например, в Черновцах есть много специалистов по прогнозной аналитике — они сейчас очень востребованы. А команде из Севастополя, к примеру, легче работать с клиентами из России. Так создаются центры специализации — небольшие, но эффективные. А разница в зарплатах — например, между теми же Киевом и Львовом — сейчас не очень значительная.

Вы знакомы с работой программистов многих стран, долго работали с индусами. Можете навскидку сказать, отличаются ли (и чем) украинские IT-специалисты от коллег за рубежом?

В технических знаниях большой разницы нет. Нельзя сказать, что какая-то страна "умнее других". Но ведь важен не только этот фактор. Вопрос можно сформулировать так: какие команды лучше работают?

И какие? А главное — почему?

Например, с восточноевропейскими специалистами очень легко договориться. В IT-компаниях бытует такой анекдот: индусы на все предложения отвечают "да, да, да", а русские, наоборот, всегда говорят "нет, нет, нет".

Если с индусами договориться, что, например, к пятнице они доделают в программе много опций, они соглашаются. Но приходит пятница: они ничего не успели, в результате потеряли свою репутацию. Русские на все просьбы реагируют очень негативно, ничего не слушают.

А в Украине и в других странах Восточной Европы — Беларуси, Румынии, Болгарии — честнее и проще высказывают свои мысли, умеют находить баланс. Понимают, на что ответить "да", а на что — "нет". Кроме того, украинцы умеют строить отношения: они дружелюбны, открыты, гостеприимны. Например, если человек приедет по работе в Азию, он будет большую часть времени проводить в отеле. А в Украине им будут заниматься, возить, водить, показывать город и страну. То есть ценности культуры переносятся в бизнес, и это очень благоприятствует его развитию.

Ну и разница во времени тоже играет важную роль. Особенно, если заказчик в Америке, а команда — в Азии. Заказчику приходится вставать в пять утра, потом перерыв на азиатскую ночь, а вечером — опять рабочий день, который продолжается до часа ночи. Из-за такого режима появляется так называемая "аутсорсинговая усталость", истощение. Поэтому работать с Восточной или Западной Европой намного проще и легче.

Ваша стратегия расширения — это больше M&A-сделки или открытие представительств и набор персонала?

Компания будет идти обоими этими путями. Мы бы хотели приобрести европейские компании с опытом на рынках специализированного ПО, на которые хотим выйти. Например, опытные поставщики финансовых сервисов, сервисов в сфере телекоммуникаций. Но будем открывать и новые офисы.

Сейчас ведутся какие-либо переговоры?

Не могу сказать. Это конфиденциальная информация.

Пользуется ли SoftServe заемными средствами?

Нет, у нас консервативная компания, ею очень хорошо управляли, она очень стабильная, потому потребности в деньгах сейчас нет. Тем более что компания сервисная и не зависит от инвестиций в дорогое оборудование.

У вас есть взаимопонимание с украинскими властями, примеры, когда компании идут навстречу?

Очень эффективно сотрудничество с государством в сфере образования. SoftServe старается повлиять на университеты, изменить учебные программы, чтобы они отвечали реальным потребностям IT-бизнеса.

Бывали ли у вас проблемы с рейдерами, пытались ли у вас отобрать бизнес или повлиять на него незаконными методами?

Во всяком случае, я об этом никогда не слышал.

От каких факторов зависит будущее Украины на рынке аутсорсинга?

Всегда было известно, что в Восточной Европе мощный рынок квалифицированных кадров, поэтому здесь и рос аутсорсинговый бизнес. Но теперь компаниям пора диверсифицировать человеческие ресурсы, формировать у них новые компетенции.

Какие именно?

Сейчас основной тренд — это internet of things, интернетизация всего бизнеса. Но из-за нее появляется много неструктурированных данных — Big Data. Поэтому очень популярными становятся программы для бизнес-аналитики. Благодаря им огромные объемы информации не просто лежат где-то на сервере, они доступны. Пока что большинство нашего ПО работает по методикам так называемой описательной (descriptive) аналитики: помогает определить, что случилось. Но чтобы быть в тренде и развивать свои возможности соответственно спросу, специалисты SoftServe должны знать инструментарий прогнозной (predictive) и предписывающей (prescriptive) аналитики. Тогда наши сервисы будут влиять на будущее клиентов, прогнозировать, предлагать перечень возможных решений. Пока эта модель работает только в ПО, которое мы разрабатываем для сферы охраны здоровья, но она должна быть применена и к другим вертикалям. Этот подход помогает создавать собственные сервисы, которые имеют высокую экономическую ценность для бизнеса клиента.

Какие IT-компании сейчас имеют больший потенциал: те, которые разрабатывают собственный продукт, или аутсорсинговые?

Для инвесторов и венчурных фондов сервисные компании все-таки менее рискованны, чем продуктовые, ведь они работают с разными технологиями, с разными рынками. Если компания глобально растет — риски диверсифицируются еще больше. Сотрудникам также намного интереснее работать в сервисе. Ведь так они получают больше векторов развития, чем в случае продуктовых компаний, могут путешествовать в разные части мира. В Восточной Европе тенденция такова: чем моложе сотрудники, тем больше они хотят путешествовать. А в SoftServe средний возраст персонала — 27 лет.

Каков ваш прогноз для IT-рынка на следующие несколько лет в Украине и в мире?

Мировой рынок разработки программного продукта — это $435 млрд., и он растет на 5-6% в год. Рынок аутсорсинга ПО составляет порядка 10% от этого объема, или $45-50 млрд. Он также будет увеличиваться на 5-6% в год, но разные регионы будут расти по-разному. Например, для Азии темпы роста будут падать, на ее долю будут претендовать, в частности, и украинские компании. В 2013-м рынок украинского аутсорсинга ПО составлял приблизительно $1 млрд., но уже в текущем году его объем достигнет $1,5 млрд. А в 2015-м, возможно, даже $3,5 млрд.