НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Черный четверг

На прошлой неделе были серьезно ограничены права гражданского общества. Власть получила возможность более жестко реагировать на акции протеста
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В четверг, 16 января, Верховная Рада приняла 10 законов, большинство которых существенно урезают права граждан. Это был день рассмотрения бюджета (подробнее о нем — на стр. 16). Сначала оппозиция пыталась блокировать трибуну и отнимать карточки у провластных депутатов. Наш менеджер заказать продвижение сайтов вечными ссылками у нас не дорого, обращайтесь. Но представители Партии регионов и примкнувшие к ним коммунисты продолжили голосование в "ручном режиме" без системы "Рада". Процесс принятия новых законов вызвал массу вопросов — от реального количества депутатов в зале (в ПР утверждают, что голосовали 235 нардепов, в оппозиции считают, что их было значительно меньше двухсот) до поспешного подписания документов спикером Владимиром Рыбаком (вместо двух дней по регламенту он подписал и направил их президенту вечером четверга). Среди нововведений — уголовная ответственность за клевету, экстре-мизм и несанкционированные собрания граждан, запрещены ношение касок и масок, а также установка палаток и использование аудиоаппаратуры в общественных местах. Автомобилистам запрещено "движение в колонне больше пяти", SIM-карты нужно будет покупать только по паспорту, провайдеры будут предоставлять данные о пользователях по первому требованию МВД и СБУ, а приговор по уголовному делу может быть вынесен заочно, без присутствия обвиняемого в суде — и это далеко не полный список плохих новостей. Поздним вечером пятницы президент подписал все принятые ВР законы.

Затишье

В правовом плане новые законы приближают Украину к авторитарной России. И окончательно ставят крест на каких-либо европейских перспективах. Но главное, что они, по сути, исчерпывают механизмы мирного урегулирования гражданского кризиса в стране. Произошедшее стало тем неожиданнее, что конец прошлого и начало этого года были периодом политического затишья. Сначала обещавший быть сложным процесс голосования за госбюждет-2014 отложили на январь, хотя президент и настаивал, что страна должна начать год с новым бюджетом. Но позднее на Банковой не стали форсировать события, тем более что с 20 декабря в казну начали поступать первые $3 млрд. из обещанных Украине $15 млрд. российского кредита. Чуть позже глава правительства Николай Азаров заявил, что эти деньги пойдут "на социальные выплаты" и это стабилизирует ситуацию в стране. В конце декабря пошли на спад и митинги — даже оппозиционеры признавали, что нужно сделать паузу на время новогодних праздников. На Майдане дежурили несколько тысяч человек, остальные отправились по домам. Первое массовое вече состоялось только 12 января, но и тогда по усредненным подсчетам на улицы вышли около 50 тыс. человек (в милиции назвали цифру в 20 тыс.), что было значительно меньше, чем месяцем ранее. И даже тогда лидеры оппозиции не предложили программы действий, решив подождать 15 января, когда американский Сенат будет рассматривать события в Украине и решит, как на них реагировать. Заседание комитета Сената США по внешним делам началось в назначенный срок. Два главных лоббиста введения санкций против высших чиновников Украины — сенаторы Джон Маккейн и Боб Крокер — заявили, что Америка теряет инициативу на постсоветском пространстве и должна активнее бороться за демократизацию Украины. Но при этом было заметно, что они не убедили заместителя госсекретаря Викторию Нуланд, которая представляла на слушаниях Белый дом. Она не озвучила никакой конкретной позиции в этом вопросе. В итоге слушания закончились без особого результата, хотя сенаторы Крокер и Маккейн заявили, что готовят проект, который расширит российский "список Магнитского" и на украинских чиновников. Но надо сказать, что даже если его зарегистрируют в Сенате, на принятие такого документа может уйти не один год. К примеру, решение по упомянутому "списку Магнитского" в свое время было отложено на два года, пока не обострились политические отношения между Вашингтоном и Москвой. Единственным всплеском политической борьбы в Украине на новогодних праздниках стало массовое проведение автомайданов — выездных митингов возле Межигорья и мест проживания наиболее одиозных министров и политиков. Происходящее явно "зацепило" власть. Начиная с первых чисел января сотрудники ГАИ стали ходить по домам владельцев автомобилей, участвовавших в рейдах (по данным "Инвестгазеты", в перечень "нарушителей" попали и те, кто не имел отношения к автопротестам). К концу прошлой недели суды уже успели оформить изъятия прав почти у трех десятков человек. Но этого провластным политикам показалось мало. На каникулах депутаты из ПР начали регистрировать в парламенте одиозные законопроекты — большинство из них были зарегистрированы с 8 по 14 января. Что дальше Реакция мировых лидеров на эти законы была предсказуемой. В пятницу, пока законы еще не были подписаны президентом, в ЕС заявили, что происходящее в Украине еще больше отдалило страну от евроинтеграции, США выразили обеспокоенность соблюдением демократии и прав человека, представители ОБСЕ заявили, что решения украинского парламента ограничат свободу слова и президент должен их ветировать. В ответ на это в украинском МИДе официально заявили, что подобные заявления — "вмешательство во внутренние дела страны". А министр иностранных дел Леонид Кожара даже подчеркнул, что январские постановления — шаг к имплементации "общепринятым юридическим стандартам в большинстве стран Европы". Помимо подписания законов, в пятницу президент занялся и кадровыми вопросами. Был отправлен в отставку глава Администрации президента Сергей Левочкин. Правда, спустя несколько часов стало известно о его назначении советником президента. Также лишились своих постов два заместителя министра финансов и командующий сухопутными войсками Геннадий Воробьев. Источники в ПР и президентской администрации утверждают, что это — далеко не последние отставки и увольнения. Мировые СМИ уже написали, что у властей появились юридические рычаги подавления протестов и страна движется в сторону диктатуры. Но большинство зарубежных политиков пока воздерживаются от столь резких заявлений, ожидая, каким будет ответ украинского гражданского общества.

Основные последствия

самых одиозных из новых законов Закон "О внесении изменений в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" и процессуальные законы о дополнительных мерах защиты безопасности граждан". Последствия: — возможность массовых арестов участников мирных собраний; — привлечение к уголовной ответственности подозреваемых в экстремистских высказываниях или клевете, в том числе в интернете. Борис Даневич, партнер юридической фирмы "Марченко Даневич" После принятия документа, известного как законопроект №3879, право на свободу мирных собраний было существенным образом ограничено. Этот документ вообще был принят отдельными депутатами Верховной Рады с нарушением парламентской процедуры. Ранее право на свободу мирных собраний было предусмотрено обязательными для Украины Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Конвенцией о защите прав человека и Конституцией Украины. Предложенные изменения статьи 185-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях накладывают более строгую ответственность как на организаторов, так и на участников мирных собраний, в частности, за организацию мирных протестов, которые не соответствуют требованиям, установленным в соответствующем порядке. Однако такового порядка, который применим к мирным собраниям, в настоящее время не существует. Ответственность в этом случае может составлять до 15 суток ареста. Этот факт создает потенциальную возможность для массовых арестов участников мирных акций протеста на субъективных и неясных основаниях. Участники мирных собраний могут быть арестованы на срок до 15 суток за ношение маски или шлема либо за ношение одежды, которая "напоминает специальную форму правоохранительных органов". Арест может быть произведен даже в том случае, если такое лицо не демонстрирует никаких вредных намерений или просто принимает участие в таких акциях. Новое ограничение направлено на предотвращение анонимного участия мирных демонстрантов в мирных собраниях. Кроме того, участники мирных собраний могут быть арестованы на срок до 15 суток за установку палатки, сцены, малых конструкций или аудиоаппаратуры, а также за проведение акции без получения предварительного разрешения органов внутренних дел. Требование получать предварительное разрешение может лишить демократическое общество прав на проведение эффективных мирных протестов против властей. Это также является основанием для привлечения к ответственности и создает дополнительные ограничения для осуществления права на свободу мирных собраний, но не через суд, а посредством органов внутренних дел. Ужесточенная уголовная ответственность за блокирование административных зданий и сооружений (от двух до шести лет ограничения свободы) может привести к не совсем обоснованным уголовным репрессиям в отношении организаторов
и участников мирных акций протеста, и они будут основаны на сугубо субъективных и предвзятых критериях. Лариса Побережнюк, партнер правовой группы "Павленко и Побережнюк" Этот закон вносит ряд изменений в Уголовный кодекс Украины. Например, устанавливает уголовную ответственность за экстремистскую деятельность в виде штрафа от 200 до 800 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией экстремистских материалов. Если экстремистская деятельность повторяется — штраф может вырасти до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничения свободы на срок от трех лет или лишения свободы на срок до трех лет с конфискацией экстремистских материалов. Под экстремистской деятельностью подразумеваются изготовление, хранение или распространение экстремистских материалов, в том числе через средства массовой информации, интернет, соцсети. А также использование или демонстрация подобных материалов перед массовыми собраниями людей, в том числе на сборах, митингах, уличных мероприятиях, демонстрациях; публичные высказывания или призывы экстремистского характера; финансирование этих действий или другое содействие их организации или осуществлению, в том числе путем предоставления информационных услуг, денежных средств, недвижимости, учебной, полиграфической или материально-технической базы, телефонного, факсимильного или другого вида связи. По сути, новая статья дублирует ряд статей, которые существовали в Уголовном кодексе Украины до внесенных изменений, и необходимости в дополнительном введении ответственности за экстремистскую деятельность не было. Однако она очень перекликается с теми событиями, которые происходят в Украине. Таким образом, Верховная Рада Украины решила продублировать существующие нормы, расписав их подробно, чтобы ни у кого, наверное, не возникло вопросов, что делать в таких случаях. Статья 151 того же закона устанавливает уголовную ответственность за клевету или умышленное распространение заведомо неправдивых сведений, которые порочат честь и достоинство другого лица. За это установлена ответственность в виде штрафа до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан или общественных работ на срок до 200 часов, или исправительных работ на срок до одного года. За клевету в произведении, которое публично демонстрируется в СМИ или в интернете, — штраф от 50 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан или общественные работы на срок от 150 до 240 часов, или исправительные работы на срок до одного года. Если при этом клевета объединена с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления — это уже исправительные работы на срок от одного до двух лет или ограничение свободы на срок до двух лет. Введение уголовной ответственности за клевету противоречит раннее принятой концепции декриминализации преступлений. Данное деяние не является настолько тяжким, достаточно ограничиться административной и гражданско-правовой ответственностью за его совершение, что соответствует демократическим принципам. Закон "О внесении изменений в ЗУ "Об устранении негативных последствий и недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний". Последствия: — освобождение от ответственности сотрудников силовых структур, участвовавших в силовом разгоне мирных протестов. Александр Ружицкий, советник юридической компании "L.A. Group" С принятием этого закона освобождены от ответственности сотрудники милиции, избивавшие участников Евромайдана. Отличия редакции этого закона от предыдущей состоит в том, что теперь освобождаются от уголовной ответственности все, а не только лица, которые принимали участия в мирных протестах. Закон "О внесении изменений в Регламент Верховной Рады Украины". Последствия: — упрощение процедуры лишения депутатской неприкосновенности может быть использовано против оппозиционных депутатов. Николай Буртовой, адвокат юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры" Цель изменений — сокращение сроков и упрощение рассмотрения вопроса о даче согласия на привлечение народного депутата к уголовной ответственности. Представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата включается в повестку дня сессии Верховной Рады вне очереди без голосования и рассматривается вне очереди на пленарном заседании ВР без заключения комитетов. Если лицо, в отношении которого внесено представление, отказывается от дачи объяснений или отсутствует на пленарном заседании, ВР рассматривает вопрос о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест без его объяснений и при его отсутствии. Закон "О внесении изменений в Уголовно процессуальный кодекс Украины (относительно заочного уголовного производства)". Последствия: — возможность осуждения гражданина без его присутствия в суде. Александр Шкелебей, управляющий партнер юридической компании "L.A. Group" Введение заочного уголовного производства соответствует практике Европейского суда по правам человека, но только при условии соблюдения гарантий, которые обеспечивают права человека, закрепленные Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод. Заочное уголовное производство широко применяется во Франции, Швейцарии, Российской Федерации и ряде иных государств. Тем не менее следует отметить, что в Международном пакте о гражданских и политических правах каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения быть судимым в его присутствии и защищать себя лично. Таким образом, введение заочного уголовного производства, с одной стороны, несет ряд позитивных моментов: оптимизирует порядок привлечения к уголовной ответственности лиц, скрывающихся за границей, способствует реализации права потерпевшего на возмещение ущерба. Но одновременно изменения в УПК Украины создают риски фактического ограничения права обвиняемого на защиту, нарушения принципа состязательности сторон; вступают в противоречие с нормами УПК Украины, которые регулируют приостановление досудебного следствия; создают предпосылки для злоупотреблений со стороны органов досудебного расследования и суда. Но, с учетом существующей в Украине правоохранительной и судебной системы, введение заочного уголовного производства скорее принесет негативные последствия для соблюдения прав человека, чем повысит эффективность расследования и рассмотрения уголовных правонарушений, не говоря уже о возможной политической подоплеке принятого законопроекта". Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме". Последствия: — вводит штрафы за колонну более пяти машин; — позволяет ГАИ отбирать права и автомобили Кирилл Левтеров, партнер юридической компании "ОМП" Нововведение нарушает основной принцип индивидуальной ответственности, который определен в статье 61 Конституции. Согласно этому принципу, каждое лицо несет индивидуальную ответственность по закону. В то же время пстатья 1 закона устанавливает ответственность собственников транспортных средств за любое нарушение правил дорожного движения даже в том случае, если транспортным средством управлял не он, а другое лицо. Собственник транспортного средства должен доказать, что он или она не управляли автомобилем в конкретной ситуации. Я считаю, что это положение также противоречит основополагающему принципу презумпции невиновности, предусмотренному в статье 62 Конституции, а также Всеобщей декларации прав человека. Новые законы позволяют применять тиранические санкции к водителям или собственникам транспортных средств. В частности, ГАИ может оштрафовать водителя за движение в колонне более чем из пяти автомобилей, если такая колонна движется без предварительного разрешения дорожной автоинспекции и если ее движение оказывает влияние на других участников движения. Важно, что здесь ничего не сказано о том, каким должно быть такое влияние колонны на дорожное движение. В качестве примера можно сказать, что сотрудникам ГАИ разрешается штрафовать каждого водителя похоронной процессии, например, за непреднамеренное и временное перекрытие части перекрестка. Кроме того, сотрудникам дорожной автоинспекции разрешается изымать права привлеченных к ответственности водителей или конфисковать транспортные средства. Подобные изъятия и конфискации являются беспрецедентными санкциями за нарушение правил дорожного движения. Очевидно, указанные нормы направлены на предотвращение участия транспортных средств в мирных акциях протеста. Закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно ответственности за отрицание или оправдание преступлений фашизма". Последствия: — возможность прировнять националистические организации к фашиским. Александр Ружицкий, советник юридической компании "L.A. Group" Считаю, что это инициатива коммунистов, которые пролоббировали закон в обмен на поддержку других законов регионалов. Существует практика привлечения к уголовной ответственности за отрицание доказанных преступлений, совершенных тоталитарными режимами. Но этот закон, скорее всего, будет направлен на борьбу с оппозицией и общественными организациями, а не реальными преступниками, поскольку к "фашистам" согласно закону будут приравниваться также те, кто "сотрудничал с фашистскими оккупантами". Коммунисты неоднократно заявляли о таком сотрудничестве Украинской повстанческой армии, Организации украинских националистов и других организаций, пытаясь поставить политическое клеймо на освободительном движении в Западной Украине и не принимая во внимание, что такие факты "сотрудничества" опровергаются историками. После принятия закона появится возможность привлечь к ответственности за поддержку действий Бандеры, Шухевича или других исторических лиц.