- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Четверка с плюсом по аудиту
Работа в аудиторской компании "большой четверки" — мечта для многих выпускников экономических вузов. Заработная плата на уровне $700 в месяц и выше, престиж работодателя, приобретаемый опыт работы с передовыми технологиями — вот лишь неполный список преимуществ. Личными впечатлениями от двухлетней работы "на капиталистическом поприще" поделился с "Инвестгазетой" практикант одной международной компании
Моя работа в западной компании началась с объявления известной аудиторской фирмы, которая искала студента-практиканта в один из своих отделов. Как студент второго курса, я соответствовал всем требованиям: опыта работы у меня не было, впрочем, его и не требовали, английский и украинский знал неплохо, компьютером владел на уровне пользователя. И, главное, — имел огромное желание работать.
На рассмотрение кандидатур претендентов ушло три недели, после чего меня пригласили на собеседование к начальнику отдела. На следующий день я стоял на пороге шикарного бизнес-центра, в самом центре столицы государства, патриотом которого являюсь.
Перед интервью я очень волновался, но никто не требовал формулировки закона Оукена или прогноза курса гривни к доллару на следующий год (тогда — 2001-й). Задавали разные вопросы психологического плана, интересовались моими взглядами на жизнь. Спрашивали даже о том, где работают родители. В общем, все прошло в очень приятной и непринужденной форме.
В самом начале 2001 года на второй тур собеседования меня пригласил начальник отдела кадров. Оно прошло приблизительно в таком же ключе. Через некоторое время присоединилась уже знакомая по первому интервью начальница отдела. Мне предложили работу с недельным испытательным сроком. Единственным разочарованием стало то, что работать я должен был бесплатно.
Зачастую некоторые западные компании привлекают студентов-практикантов, выполняющих достаточно серьезную работу, и при этом ничего им не выплачивают. Такие вот "жесткие" методы уменьшения издержек. Хотя в других иностранных фирмах интернам-практикантам того же уровня могут предложить в среднем $100 в месяц.
Конечно же, вкушать такие прелести могут позволить себе только известные компании, за появление названия которых в резюме студенты готовы работать и бесплатно. Вот что значит узнаваемость бренда!
Работу я свою начал в отделе, занимающемся подготовкой и проведением довольно дорогих тренингов в области финансов и бухгалтерского учета. Работа мне нравилась, окружающие также: все творческие, открытые и доброжелательно настроенные люди. Средний возраст служащих — 26 — 27 лет, что характерно для коллективов западных фирм. Поэтому молодым специалистам работать в таких компаниях очень интересно. Сотрудники придерживаются прогрессивных взглядов, у них есть чему научиться. Все стараются как можно меньше тратить времени на разговоры: каждый понимает, что, отвлекая коллегу, тем самым заставляет его задержаться после окончания рабочего дня (хотя о таком понятии, как конец рабочего дня, я тогда еще не догадывался).
Со временем я влился в коллектив и пошли обычные трудовые будни. Работал с 14:00 до "окончания" рабочего дня, т. е. пока не переделаю всю работу, а это в среднем до 20:00. Иногда случалось задерживаться и до 24:00. Изначально работа была скорее рутинной — элементарное копирование документов, подготовка клиентских конвертов, рассылка, обслуживание базы данных контактов и другие мелочи. Постепенно уровень сложности заданий возрастал. Я начал заниматься подготовкой контрактов, присутствовал на переговорах, готовил материалы тренингов. При этом все материалы, которые готовил наш отдел в Киеве, должны были утверждать россияне. Возможно, они более опытны в некоторых вопросах, но, поскольку они не знали специфики украинского рынка, иногда их правки "звучали" некорректно. Подобная зависимость "от руки Москвы" была для меня удивлением.
Четыре месяца практики (т. е. internship) пролетели очень быстро. Начальница не хотела, чтобы я уходил, поскольку степень моего вовлечения в работу была значительно выше, чем у простого практиканта. Через пять месяцев я получил свои первые деньги, которые для меня фактически "выбила" начальница у московского руководства отдела. Зарплата была уж очень символической — 250 грн. — но так как я собирался оставаться даже без оплаты, эта сумма меня вполне устроила.
Прошло полтора года, и я начал интересоваться основным профилем фирмы — аудитом. Вечерами осваивал бухгалтерский учет по американскому учебнику, поскольку тесты в отделе аудита проводились только на родном языке основателей компании. Через два года работы в компании я вместе со всеми претендентами проходил тесты на должность практиканта, т. е. "интерна", но уже аудиторского отдела. Два года работы в компании не давали мне никаких привилегий перед другими соискателями — все этапы отбора проводились на общих основаниях. Позиция практиканта, как я себе представлял, должна была предусматривать хоть редкие "отлучки" в университет. Но, как выяснилось через неделю, я ошибся. Требования к "интерну" и постоянному работнику ничем не отличались, только зарплата была на порядок ниже. Снова "эксплуатация" с помощью узнаваемости бренда! Кроме того, практиканта можно было легко уволить, не подписав с ним контракт по окончании испытательного срока, тогда как на защиту постоянного служащего становилось трудовое законодательство.
Начались недельные командировки в "металлургические" области Украины. Работа в офисе затягивалась до 12 часов ночи, а о выходных весь аудиторский народ уже как-то подзабыл. Но это никак меня не отталкивало. Единственное, что не нравилось, так это необходимость общения с бухгалтерами отечественных предприятий. Нет-нет, большинство из них были нормальными, но некоторые позволяли себе ругать аудиторов, отказывались раскрывать информацию. На что надо было мило улыбаться и пытаться наладить отношения. Такова политика западной аудиторской фирмы — эталона этики.
К сожалению, не все технологии работы западной компании эффективны в украинских реалиях. После каждого проекта старший аудитор заполняет специальные бланки, в которых оценивает работу младших аудиторов, менеджер, в свою очередь, оценивает старшего аудитора проекта и так далее. Идея очень хороша, так как в бланках указывают и слабые места работника, над которыми стоит поработать, и сильные стороны, что стимулирует работника, и еще много полезной информации. Но украинский менталитет часто склонен к субъективизму, что чревато неточностями при оценке работников.
Через полгода я уволился. Впереди был сложный последний курс экономического факультета. Только уйдя из компании, я понял, какой профессиональный опыт мне удалось приобрести, насколько я расширил свой кругозор, по сравнению с коллегами-студентами, которые в это время просто учились. В иностранной аудиторской компании вы уже за первые месяцы получите огромный опыт работы с финансовыми отчетами компании, сформируете общую схему ее финансовых потоков. Кроме того, компании вкладывают средства в обучение персонала, начиная с английского языка и заканчивая британскими и американскими курсами по учету и финансам. Аудиторы по праву пользуются спросом на рынке труда. Получив огромный опыт, они переходят на позиции финансовых директоров, контролеров, главных бухгалтеров крупных компаний.