Что такое не везет, и как с этим бороться

Риски очень разнообразны, и способы управления ими имеют свою специфику в различных видах деятельности. Специалисты из различных отраслей выделили наиболее значимые риски в своей области
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Риски очень разнообразны, и способы управления ими имеют свою специфику в различных видах деятельности. Специалисты из различных отраслей выделили наиболее значимые риски в своей области

Транспорт

Как отметил Андрей Епишев, генеральный директор "Орлан-Транс-Групп", в деятельности грузо-перевозочной компании риски связаны в основном с ответственностью за груз. В риски входят как дорожно-транспортные происшествия (столкновение, опрокидывание транспортного средства и т. д.), так и противоправные действия третьих лиц (кражи, мошеннические действия, грабеж, разбойное нападение), пожары, перегрев или переохлаждение груза. По словам г-на Епишева, в большинстве случаев такие ситуации учесть и предотвратить невозможно, поэтому компания страхуется от них.
Однако не все риски связаны с обстоятельствами "непреодолимой силы", и некоторыми из них можно управлять. Например, для защиты от неблагонадежных партнеров по бизнесу, перед заключением договора юристы компании всегда очень внимательно изучают документы, подтверждающие законность существования предполагаемого партнера, выясняют не банкрот ли организация, и если есть риск, что за работу не заплатят, сделка не заключается. При составлении договора на выполнение работ юристы следят за тем, чтобы работа была полностью в правовом поле, даже если это принесет некоторые убытки. "Обычно это связано с налоговой системой, и лучше заплатить все налоги, чем потом потерять больше", — добавил Епишев. Транспортные компании оценивают возможные риски при составлении заявки на перевозку, в которой учитывают все форс-мажорные обстоятельства и возможные потери при их возникновении.

Производство

По словам Алексея Иванченко, начальника отдела бюджетирования фармацевтической компании "Фармак", основной риск, возникающий в их компании — производственный. Чем хуже и нестабильнее оборудование, тем выше риск остановки производства, получения бракованной продукции и, соответственно, потерь. Для минимизации этих рисков необходимо выбирать максимально качественное оборудование, которое к тому же находится на длительном гарантийном обслуживании.
Еще один фактор, который необходимо учитывать для снижения риска выпуска некачественной или бракованной продукции — это персонал. Рабочие на производстве должны быть квалифицированными и ответственными, иначе уровень риска брака очень повышается. Как метод управления в этом случае рекомендуется регулярно проводить обучение сотрудников и повышать их мотивацию. Кроме того, высокая лояльность надежно предотвращает риск ухода сотрудников.
Также многие риски связаны с выбором поставщика, от которого зависит своевременная доставка качественного сырья. Если поставщик не выполнит свои обязательства, компания-производитель рискует потерять прибыль и клиентов. Хороший способ обезопасить себя в этой ситуации — подписать договор, в случае несвоевременной поставки поставщик выплачивает сумму убытков, которые понесла организация.

IT

Риски, возникающие в IT-сфере, в основном связаны с высокой конкуренцией и насыщенностью рынка схожими продуктами. Как отметил Андрей Дзюбенко, генеральный директор ДП Innovative Marketing, чтобы предотвратить риск потери клиентов, приходится постоянно вести маркетинговые исследования, отслеживать все новости и тенденции рынка. Такой подход позволяет выпускать востребованные пользователем продукты и делать это раньше конкурентов. Затраты на управление этим риском включают оплату большого штата высококвалифицированных маркетологов и оперативное привлечение сотрудников, которые будут задействованы во время "авралов" при досрочном выпуске программных продуктов.
Также одним из рисков является уничтожение или поломка серверного оборудования, которое используют проекты (например, сайты со знакомствами, онлайновые казино и другие сетевые службы). Для того чтобы не потерять пользователей в случае выхода сервера из строя, необходимо создавать так называемые "зеркала" — сервера, к которым будет идти обращение, если основной сервер недоступен. В управление этим риском заложено содержание дополнительного оборудования и технического персонала, который будет задействован в случае проблем.

Строительство

Как отметил Александр Панченко, инвестиционный менеджер девелоперской компании DECPM Group, на сегодняшний день у строительных компаний все чаще возникает потребность и желание застраховать риски, связанные с неоплатой за проведенные работы, нехваткой оборотных средств или просрочкой строительства. Но страховать такие риски — это все равно, что подарить деньги, отметил представитель одной из СК. Такие случаи возникают все чаще и чаще, и найти СК, которая согласилась бы застраховать несвоевременное окончание строительства, практически невозможно.
Путь минимизации такого риска заключается в составлении обязательств сдачи проекта в срок и "под ключ". "Здесь играет роль денежный фактор, который сдерживает "безалаберность" подрядчика", — добавил Панченко. Перед заключением договора СК анализирует риски, путем изучения договоров генподряда — в первую очередь, это график платежей, гарантийные обязательства и штрафные санкции за нарушение условий договора — и только после этого соглашается страховать.

Я за это не отвечаю…

Существует категория рисков, за которые компании не хотят нести ответственность и стараются переложить ее либо на страховые компании, либо на банки или на фьючерские организации.
По мнению многих бизнесменов, страховой рынок Украины развит еще очень слабо и на нем нет услуг, которые предоставляют европейские СК. Поэтому приходится управлять рисками своими силами и нести за них ответственность.
Средняя стоимость услуг страховой компании составляет 3 — 4% от суммы договора. Как отметил Александр Саусь, директор СК ООО "БритМарк", чаще всего страхуется имущество и грузоперевозки на случай форс-мажора. По словам Алексея Иванченко ("Фармак"), практически невозможно найти такую страховую компанию, которая застрахует неправильно принятые решения высшего руководства, поскольку СК не в состоянии вникнуть в организационную структуру компании и оценить ее.
Также ответственность за некоторые риски можно переложить на банки. В Украине факторинг не очень популярен. "Это обусловлено тем, что существует ряд ограничений для нормального осуществления покупки долговых обязательств. Например, мы должны выплатить НДС по данной операции. И если организация-должник не выплачивает долг, при подаче иска в суд в большинстве случаев отстаиваются интересы клиента. Стимулом для развития факторинга должно быть отрегулированное налоговое законодательство, а также законы, позволяющие отстаивать свои права", — считает Татьяна Король, начальник отдела управления проектами Мирового банка ОАО "Государственный экспортно-импортный банк Украины".
На Западе, если компания-должник не выплатила задолженность, предприятие, у которого было куплено право на сбор долгов, возвращает средства, выплаченные ему ранее. Как отметил Андрей Епишев, у их компании был такой опыт. К сожалению, ни банк, ни предприятие не нашло эффективным такой вид передачи ответственности за риск. "Если сумма сделки не более 2,5 тыс. евро, в факторинге нет никакого смысла", — подчеркнул Епишев.

Организация работы риск-менеджмента

Практически в каждой организации создается группа по управлению рисками. Во главе службы стоит главный риск-менеджер, занимающий положение на уровне высшего руководства. Например, в компании "Орлан-Транс-Групп", генеральный директор возложил на себя функции главного риск-менеджера. Хотя, как отметила Наталья Елисеева, главный экономист компании "АВИС", по производству продуктов питания, функции риск-менеджера могу быть возложены на сотрудников финансового отдела.
В функции риск-менеджеров входит управление всеми кредитными, рыночными и операционными рисками. Также на них лежит ответственность за координацию деятельности корпоративных бизнес-единиц в сферах страхования, аудита, хеджирования риска.
Как правило, на средних или молодых предприятиях отдел управления рисками подчиняется финансовому директору. Но в последнее время наблюдается тенденция их подчинения первому лицу компании.
Главный риск-менеджер обычно отвечает за развитие и осуществление объединенной стратегии по управлению риском в рамках всей организации, включая технологии, модели, регламенты и процедуры. Как правило, он начинает (или инициирует) работу по внедрению интегрированного подхода к управлению, чтобы облегчить дальнейшее управление всеми рисками.

За что отвечает риск-менеджер:

— за применение передовых технологий и направление развития риск-менеджмента организации;
— за установление целевых интегрированных показателей для всех аспектов рисков во всей организации, исходя из ее стратегии и "аппетита" на риск;
— за развитие политики управления рисками организации, включая определение и установление количественных рамок для "аппетита" менеджмента организации на риск через определенные лимиты;
— за введение набора метрик для измерения риска (понятных другим сотрудникам организации), подготовку отчетов и сообщений, включая потери и инциденты, ключевые рисковые экспозиции организации, индикаторы раннего предупреждения потерь (слабые сигналы);
— за распределение экономического капитала по направлениям деловой активности, основываясь на оценке риска, оптимизацию рискового портфеля компании по направлениям коммерческой деятельности с учетом стратегий передачи риска;
— за улучшение готовности организации к управлению рисками — проведение программ обучения персонала, введение понятия "взвешенный на риск доход" в повседневную работу и др.;
— за развитие и обеспечение аналитических проектов для поддержания программы управления рисками на высоком уровне.

Задачей управления рисками
является эффективная защита компании от нежелательных обстоятельств, которые могут принести ущерб — как материальный, так и нет. В понятие "риск-менеджмента" входят идентификация, анализ и оценка рисков, а также разработка программы мероприятий по ликвидации последствий рисковых ситуаций, разработка механизмов выживания предприятия и сохранения его целей, снижение издержек, обеспечение сохранности успеха, создание системы страхования и прогнозирование развития предприятия с учетом возможного изменения конъюнктуры.

Возможности маневрирования при управлении риском:

1. Предотвращение риска

2. Уклонение от риска

3. Сокращение времени нахождения в опасных зонах

4. Сознательное и неосознанное принятие риска

5. Дублирование операций, объектов или ресурсов

6. Сокращение опасного поведения

7. Сокращение величины потенциальных и фактических потерь

8. Распределение риска

9. Разукрупнение риска

10. Изоляция опасных синергетичных факторов друг от друга

11. Перенос (страховой и нестраховой трансфер) риска на других агентов

12. Сокращение величины риска

13. Сокращение экспозиции