НБУ курс:

USD

41,94

+0,10

EUR

43,75

+0,24

Наличный курс:

USD

42,50

42,42

EUR

44,48

44,22

Cырьевой кризис углубляется. Правительство может его разрешить введением мер по ограничению экспорта кокса

В течение последнего месяца проблема сырьевого дефицита на металлургическом рынке крайне обострилась — метпредприятия начали останавливать домны. Попытки решить ее тем или иным способом предпринимают чуть ли не все ветви власти

В течение последнего месяца проблема сырьевого дефицита на металлургическом рынке крайне обострилась — метпредприятия начали останавливать домны. Попытки решить ее тем или иным способом предпринимают чуть ли не все ветви власти

1 июня истекает срок, отведенный правительством коксохимикам для нормализации положения дел с обеспечением сырьем отечественных метпредприятий. Собственно говоря, "мораторий" на принятие очередных мер, так или иначе ограничивающих экспорт кокса, был установлен по инициативе самих коксохимиков и стал результатом договоренности, заключенной между ними и метпроизводителями 8-го мая. Суть очередного меморандума заключалась в следующем: цены на кокс внутри страны будут меняться пропорционально изменению цен на металл на мировом рынке. В случае, если это соглашение будет работать, Кабмин обязался не вводить в действие постановление о лицензировании экспортных поставок кокса и коксующихся углей. Если же оно окажется столь же неэффективным, как и мартовский меморандум, заместитель министра промышленной политики Анатолий Федяев пообещал, что в течение двух — трех недель соответствующее постановление вступит в силу.
Как известно, с конца апреля для так называемых "независимых" металлопроизводителей (метпредприятий, не входящих в состав той или иной финансово-промышленной группы) дефицит кокса достиг критической отметки. По этой причине Запорожский металлургический комбинат "Запорожсталь" вынужден был остановить на несколько дней одну из доменных печей. Вслед за этим в начале мая была остановлена доменная печь №5 на Мариупольском металлургическом комбинате им.Ильича. К концу мая, несмотря на повторный меморандум, о вынужденном сокращении объемов производства из-за нехватки кокса заявил и комбинат "Криворожсталь". Соглашение с коксохимиками ничего не изменило и для "Запорожстали", которая по-прежнему работает с перебоями. Как сообщил руководитель пресс-службы предприятия Андрей Шевченко, "сейчас домны простаивают по три — четыре часа в сутки". Сейчас, по его словам, на складах предприятия находится не более 200 тонн кокса. Если же учесть, что для работы одной доменной печи в час требуется около 60 тонн, а на комбинате их пять (одна из пяти пока на ремонте), то посчитать, на какой период этого хватит, нетрудно.
Конечно, катастрофическая нехватка кокса, испытываемая отечественными метпроизводителями в последнее время, является естественным следствием динамики цен на этот вид сырья на мировом рынке. Но для "независимых" метпредприятий ситуация усугубляется еще и в силу исторически сложившегося диссонанса между структурой производства и структурой собственности в отрасли. Каждая из финансово-промышленных групп снабжает этим видом сырья преимущественно "свои" метпредприятия, а то, что остается — экспортирует. Те же ФПГ, которые испытывают нехватку кокса, имеют некоторые рычаги давления на другие группы и могут "постоять за себя" в сырьевых войнах, подобных тем, что в свое время разгорались между группой "Приват" и корпорацией "Индустриальный союз Донбасса". Поэтому метпредприятиям приходилось активно импортировать российский кокс, который им обходился примерно на 30% дороже, нежели отечественный. Однако, как отметил недавно министр промышленной политики Александр Неустроев, в последнее время поступление сырья из этого источника тоже стало проблематичным.
Итак, в условиях, когда джентльменские договоренности типа мартовского и майского меморандума не работают, пришла очередь государству серьезно вмешаться в происходящее. На сегодня над коксохимиками нависло несколько дамокловых мечей: во-первых, обещанное правительством лицензирование экспортных поставок кокса; во-вторых, находящийся на рассмотрении в Верховной Раде законопроект о введении экспортной пошлины на кокс и полукокс из каменного угля в размере 100 евро за 1 тонну; в-третьих, инициированный Президентом запрет на давальческие операции в ГМК; наконец, в-четвертых, проводимое Антимонопольным комитетом исследование ценообразования на рынке металлургического сырья.